Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
Статьи 13 июн, 11:17

Карасарт ата

Последний волостной управляющий Каракыстака Аулиеатинского уезда Сырдарьинской губернии Российской империи (нынешние Меркенский район и район им. Т.Рыскулова) Карасарт Беккожа улы был очень справедливым, порядочным и грамотным человеком, обладал даром предвидения, мог лечить молитвами людей, за что пользовался  непререкаемым авторитетом как среди местного населения, так и у представителей царской администрации уезда. Поэтому, когда весной 1919 года на юг казахских степей пришла советская власть, он, поверив в идею коммунистов о всеобщем равенстве и справедливости, добровольно по описи передал новой власти население, скот и все земли, тем самым удержав подчиненные аулы от кровопролитного вооруженного сопротивления и откочевки за перевалы Алатау - в Китай. В 1926 году, после смерти единственного сына, Карасарт ата с супругой Нурбией апа усыновили новорожденного ребенка у своего брата Шыныбека и назвали его Кадыржаном - «благородная душа» по-казахски. Но недолго продолжалось счастливое детство Кадыржана. В стране разворачивались политические репрессии, с центра стали поступать разнарядки с указанием точного числа подлежащих аресту «врагов народа». На местах заранее составлялись их списки, в основном из числа мудрейших аксакалов и старшин родов.

Осенью 1930 года доверенные люди в ЧК предупредили Карасарта о предстоящем аресте его семьи. Глубокой ночью Карасарт ата с супругой, взяв с собой спящего Кадыржана, верхом на лошадях приехали к дому Шыныбека, где в целях безопасности ребенка, оставили сына у его биологических родителей. Ужас той ночи на всю жизнь запечатлелся в детской памяти маленького Кадыржана: тусклый свет керосинки освещает чужой дом, плачущих чужих людей, а отец с матерью уезжают на лошадях, навсегда растворяясь в темноте, не оглядываясь на его крик «аке» и дождь, нескончаемый холодный осенний дождь.

Карасарт ата был широко известен и популярен как среди казахов, так и русского населения уезда, его легко могли опознать многие простые люди. Поэтому он с женой  отравился в дунганское поселение Жалпак тобе, что вблизи города Аулиеата (ныне Тараз), где почти не было русских и казахов. Дунгане, будучи очень набожными людьми, с большим гостеприимством приняли Карасарта, владеющего арабской и русской письменностью, читавшего Коран наизусть. В благодарность за это Карасарт ата стал обучать их детей Корану, а также  русскому языку. Лечил людей молитвами. Среди простых дунган Карасарта ата стали называть «Аулие» - святой. Карасарту   по нраву пришлась простая открытая душа дунганского народа, что он породнился с ними, выдав младшую сестру замуж за дунганина Бекеза. С тех пор в Жалпак тобе живут Бекезовы и Майоровы. Несмотря на то что дунгане в те годы являлись лицами без гражданства и находились в бесправном положении, среди них не нашелся ни один человек, который в целях улучшения своего положения и положения своей семьи выдал бы Карасарта властям, хотя сделать это было очень просто - город находился под боком.

Карасарт ата умер своей смертью перед самой войной и был похоронен на кладбище  с. Жалпак тобе. Даже после кончины дунгане прятали его от властей. На могиле не было камня. Лишь темными безлунными ночами постаревший Бекез ата до самой своей смерти приходил к его могиле и при свете лампы читал Коран и просил Аллаха о спасении его души.

Много воды утекло с тех пор в реке Талас, однако несмотря ни на что, до сих пор на ее берегах в с. Жалпак тобе компактно проживают дунгане. Возможно, и душа Карасарт аты оберегает жителей этого села от всех невзгод и несчастий.

Трудную, но счастливую жизнь прожил Карасартов Кадыржан, дважды сирота - в четыре года, когда Карасарт ата вернул его родной матери, и в девять лет, повторно потерявший свою мать Зейнеп, умершую от болезни. Он вырос без материнской ласки в большой семье Шыныбека. Летом 1941 года Кадыржан попросился добровольцем на фронт, но с учетом несовершеннолетнего возраста его не взяли. Тогда, едва достигнув 16 лет, он сбегает в город Ташкент и поступает в Ташкентский институт инженеров транспорта, но, окончив 1 курс на «отлично», вынужден был вернуться в родной аул по одной простой причине - война и голод. Жизненные испытания не сломали его, а сделали еще крепче, а жажду знаний еще сильнее. Окончив в 1944 году Жамбылское педагогическое училище, Кадыржан вновь просится на фронт, однако вместо фронта его направляют в органы НКВД СССР, грамотные кадры нужны везде.

Волею судьбы Кадыржан свою трудовую деятельность начинает в паспортном отделе Жамбылского РОВД в с. Жалпак тобе, снимает комнату у Юсупова Месира (в дальнейшем, в 70-е годы имам Жамбылской области), туда же привозит невесту, 16 -летнюю красавицу Ырыскуль. Карасартов Кадыржан, полковник внутренней службы, заслуженный сотрудник МВД СССР, выпускник Московской школы милиции МВД СССР, прослуживший в органах НКВД, МГБ, МВД СССР 39 календарных лет, с 19 лет возглавлял ряд РОВД Жамбылской области, участник освоения Целины ( в 27 лет возглавил ОБХСС УВД Костанайской области), один из основателей «большой химии» Казахстана, принимал непосредственное участие в строительстве городов Джамбул, Каратау и Жанатас, (возглавлял 5 отдел УВД Жамбылской области в период становления химической промышленности юга Казахстана). Основатель «метода Карасартова» в системе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел СССР. Умер в 2007 году в Таразе. Далеко за пределами области известны семейные династии детей Кадыржана - врачей Карасартовых Серика и Гульмиры, сотрудников полиции Карасартовых - полковника Алишера и подполковника Гульзиры.

В 2008 году внук Карасарт ата - Алишер установил в с. Жалпак тобе памятный камень казахско-дунганской дружбы, в знак благодарности дунганскому народу дал поминальный ас в центральной мечети села. Торжественная церемония была приурочена ко Дню памяти жертв политических репрессий 31 мая. Открытие камня произвели Аким Жамбылского района и руководители дунганской диаспоры области. С тех пор этот монумент стал местом, где поминают безвинных жертв тоталитаризма.