Может ли премьер Узбекистана Шавкат Мирзиёев стать преемником Каримова, объяснил эксперт
Тот факт, что премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев возглавил комиссию по погребению первого президента республики Ислама Каримова отражает традиции похорон советских лидеров, когда руководитель траурной комиссии становился главой государства, заявил ведущий научный сотрудник РАНХиГС, эксперт по политическим процессам на постсоветском пространстве Сергей Беспалов, сообщает "Интерфакс-Казахстан".
"Параллель с историей похорон советских вождей, особенно в последнее десятилетие существования СССР, в 80-е годы, кажется вполне уместной. Не уверен, что, воспроизводя эту советскую традицию, власти Узбекистана апеллируют к исторической памяти своего населения, хотя это не исключено применительно к старшему поколению", - заявил Беспалов в пятницу "Интерфаксу".
"Понятно, что после того как Каримов ушел из жизни, любой человек, претендующий на роль его преемника, должен отдать ему все почести. С самого начала на 90 процентов было понятно, что основным претендентом на роль преемника является действующий премьер-министр Шавкат Мирзиёев, который уже сосредоточил в своих руках значительную часть реальных властных полномочий", - сказал собеседник агентства.
Сам факт руководства премьером похоронной комиссией указывает на то, что "узбекская элита определилась с кандидатом на роль преемника, и конкурентов у Мирзиёева в этом плане фактически не осталось", - считает Беспалов. Он также высказал мнение, что Мирзиёев в качестве преемника Ислама Каримова обеспечит преемственность политического курса, в том числе в отношениях с Москвой. "Полагаю, что Мирзиёев будет в наибольшей степени олицетворять преемственность в отношении политического курса, который проводил Каримов. Ушедший из жизни президент Узбекистана отношениям с Пекином всегда уделял приоритетное внимание. Что касается отношений с Москвой, тут были разные этапы. Но на протяжении последних полутора-двух лет Каримов принял определенные усилия по улучшения этих отношений", - отметил эксперт.
По его оценке, нет особых оснований рассчитывать, что при Мирзиёеве Узбекистан пойдет на резкое упрочение отношений с Россией. "Будет проводиться такая же политика лавирования между основными центрами силы, которую проводил Каримов. Но учитывая, что отношения с Западом у Ташкента подпорчены на протяжении десяти лет, если не больше, полагаю, что Москва и Пекин будут, как и прежде, основными векторами внешней политики Узбекистана", - сказал Сергей Беспалов.
Ажар Аширова