Как отмена экспортных пошлин на нефть в России повлияет на Казахстан - мнение
Российское правительство рассматривает возможность обнуления экспортной пошлины на нефть с 2018 года, повысив при этом налоги на добычу, об этом сообщило на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на двух чиновников из России. Этот шаг позволит исключить выгоды беспошлинных поставок, которыми пользуются Беларусь и Казахстан. Корреспондент Tengrinews.kz решил выяснить у экспертов, как данное решение может отразиться на Казахстане.
По словам аналитика ГК Forex Club Валерия Полховского, вся неприятность состоит в том, что Беларусь и Казахстан получают нефть без уплаты пошлины как члены Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Он считает, что в случае их обнуления и введения налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) нефтепереработка обеих стран этих выгод лишится. "Например, Беларусь импортирует в год около 22 миллионов тонн российской нефти. Пошлина сейчас где-то около 15 долларов. Итого получается 330 миллионов долларов экономических выгод", - отметил аналитик, добавив, что для казахстанских нефтеперерабатывающих заводов цена вопроса гораздо ниже. "Они перерабатывают в год где-то около 6-7 миллионов российской нефти. Соответственно, получают выгод на 90-105 миллионов долларов. В рамках всей отрасли - это сумма не маленькая, но и не критичная. Негативное влияние, конечно, будет, но оно будет умеренным", - заявил аналитик.
В свою очередь аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Алексей Калачев отметил, что российское правительство рассматривает одновременно несколько вариантов изменения налогообложения нефтяной отрасли. По одному варианту действительно предлагается довести "налоговый маневр" до логического конца, полностью отменив экспортную пошлину на нефть с 2018 года, повысив при этом налоги на добычу.
Он пояснил, что сам "налоговый маневр", принятый в конце 2014 года, предполагал поэтапное снижение пошлины с 59 процентов в 2014 году до 30 процентов в 2017 году. Базовая ставка НДПИ на нефть при этом должна была поэтапно вырасти с 493 рублей (2 593 тенге) за тонну в 2014 году до 919 рублей (4 833 тенге) в 2017 году. Одновременно должны были увеличиваться ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижаться ставки акцизов на моторные топлива, объяснил аналитик. По его словам, в текущем году концепция начала меняться.
"Так, несмотря на рост НДПИ экспортная пошлина была сохранена на уровне 2015 года - 42 процента вместо планировавшихся на 2016 год 36 процентов. А акцизы на моторные топлива в 2016 году вместо того, чтобы снижаться, были повышены, причем дважды - с 1 января и с 1 июня. Общий рост акциза составил почти 63 процента за полгода. Как мы видим, даже официально принятые планы и параметры налоговой реформы могут пересматриваться по ходу развития непростой экономической ситуации. Что уж говорить о предложениях, которые пока только обсуждаются. Тем более что параллельно обсуждаются и другие варианты", - пояснил Калачев.
Он добавил, что на днях Минфин РФ подготовил и направил в Минэнерго новые параметры по другому проекту налоговой реформы для нефтяной отрасли. "В прошлом году "Роснефть" предложила перейти от НДПИ к налогу на добавленный доход (НДД), так как при низких ценах на нефть существующая система налогообложения стимулирует нефтяные компании к повышенной эксплуатации освоенных месторождений. При этом нефтяники лишаются стимула к освоению новых месторождений и более глубокой выработке стареющих", - отметил аналитик, подчеркнув, что в результате в перспективе замаячило сокращение уровня добычи.
По информации специалиста, представленный Минфином вариант уже второй с начала года. Он предполагает 50-процентный налог с доходов от продажи нефти (в первом варианте был НДД 70 процентов) за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9 520 рублей (50 075 тенге) за 1 тонну. При этом НДПИ также остается, но, видимо, будет снижен, а об отмене пошлин ничего не говорится. "Как такой проект будет сочетаться с проектом по отмене пошлины и росте НДПИ, совсем непонятно. Будут ли оба подхода сочетаться, или правительство будет выбирать один из них, неизвестно. Так что я бы не поставил на то, что будет принят именно вариант с обнулением пошлин, но и исключить его нельзя", - пояснил Калачев. В том случае, если обнуление пошлин в 2018 году произойдет, от этого потеряют государства, пользующиеся режимом беспошлинной торговли с Россией для покупки российской нефти в том числе для реэкспорта, считает аналитик.
"Прежде всего это касается Беларуси, которая таким образом фактически субсидируется. Вероятно, в какой-то степени, это может касаться и Казахстана, но, видимо, в меньшей степени, так как Казахстан - нефтедобывающая страна", - подытожил Калачев.