Чем выше будет курс рубля по отношению к тенге, тем больше будет разница в стоимости бензина и дизельного топлива в двух странах. Об этом написал на своей странице Facebook экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов, передает корреспондент Tengrinews.kz. По его словам, рано или поздно казахстанскому правительству придется поднять стоимость топлива, чтобы сократить диспропорции в ценах между странами.
"Стоимость бензина в России дороже на 36,5 процента, а по дизтопливу и того больше - на 73,7 процента, а это очень много. Учитывая наличие прозрачных границ в рамках Евразийского экономического союза, это означает, что в скором времени будет очередное подорожание бензина и дизтоплива. Производимый бензин и дизтопливо в Казахстане будет разными путями поставляться в Россию, тем самым, создавая дефицит топлива у нас в стране. Для того, чтобы стали невыгодны поставки топлива в соседнюю страну, необходимо, чтобы разница в стоимости хотя бы составляла 20 процентов. Другими словами, на сегодня розничная цена по топливу должна составлять не менее 143 тенге за литр", - пришел к такому выводу эксперт, добавив, что сейчас уполномоченный орган специально регулирует цены.
"Высокие цены подстегнут инфляцию, в результате которой подорожает многое - хлеб, продукты, услуги и прочее. Поддерживая экспортеров путем слабого тенге, возникает другая проблема - диспропорция в цене топлива. Но в конце концов все равно придется корректировать стоимость до приемлемого уровня, чтобы невыгодно было транспортировать в Россию из Казахстана", - пояснил в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz Байганов. По его словам, реальность такова, что слишком дорогой бензин в России в скором времени создаст дефицит топлива в Казахстане.
Ранее директор ТОО "BRB Invest" Галим Хусаинов отметил, что повлиять на стоимость ГСМ в Казахстане могут повлиять только повышение стоимости нефти, стоимости переработки и транспортировки. "Косвенное влияние розничных российских цен может быть оказано только на приграничных территориях, где может быть серый экспорт дешевого казахстанского топлива из-за разницы в налогах (НДС и акцизы у нас существенно ниже), - пояснил эксперт. - Увеличение составит 2 рубля (примерно 9,6 тенге) на 1 литр бензина Евро-5, к слову, который у нас продается под брендом Аи-95 Премиум. Примерно на столько же увеличится и бензин, не соответствующий классу Евро-5. На бензин, не соответствующий классу Евро-5, увеличится на 2,3 рубля (примерно на 11 тенге). Именно этот бензин отправляется в Казахстан, так как при равном октановом числе акцизы на неэкологичные виды топлива в России выше. У нас такого нет".