За последние несколько месяцев аналитики высказывали разные точки зрения о развитии экономики Казахстана. Уполномоченные государственные органы с регулярной периодичностью заявляют о контроле над ситуацией и отсутствии системного кризиса. Экспертная сторона, напротив, считает, что экономика уже терпит значительные потери. Корреспондент Tengrinews.kz решил выяснить, как меняется ситуация в экономике Казахстана и какое будущее ждет казахстанцев в новой экономической реальности.
Доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим считает, что Казахстан находится в самом начале острой фазы кризиса. По его словам, еще не все цены адаптировались к девальвации прошлого года. При этом эксперт прогнозирует вторую волную повышения цен на товары. "Основная проблема нашей экономики - низкая диверсифицированность. За годы независимости нам так и не удалось создать крепкой экономики. Судя по тому, что существенных или точнее заметных мер, кроме как стопроцентной девальвации и усиления фискальной политики исключительно в части собираемости налогов, предпринято не было. Я вижу дальнейшее ухудшение как в экономике, так и в социальной сфере. Исходя из чего, я делаю такой вывод? Из большого количества автомобилей в Алматы. Казалось бы, хорошо, чем больше машин, тем выше уровень жизни. На самом деле большое количество автомашин в Алматы, показатель того, что в регионах жизнь становится тяжелее и поэтому все стекаются в южную столицу для поисков работы и лучшей жизни", - констатирует собеседник.
Ибрагим придерживается мнения, что будущее Казахстана зависит исключительно от цен на нефть. "Если цена на нефть будет ближе к 70 долларам за баррель, то будем жить неплохо, но со временем все хуже и хуже. Если цена на нефть будет ближе к 20 долларов за баррель, первое время будем жить плохо, но со временем лучше и лучше. А если серьезно, то будущее экономики в долгосрочном периоде зависит от способности страны отказаться от сырьевой направленности. В среднесрочной перспективе очень просто - сокращение бюджетных расходов, увеличение бюджетных поступлений", - резюмирует собеседник.
Единственным спасителем отечественной экономики должен стать антикризисный план Правительства и Нацбанка по обеспечению экономической и социальной стабильности, говорит директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков. По его словам, этот план разработан своевременно. "В нем достаточное количество мер по отраслям, регионам, министерствам, ключевым направлениям экономической политики. За большим количеством мер и мероприятий стоят расчеты и анализ, проведенные Министерством национальной экономики совместно с Нацбанком, а также тщательно проверенные социально-экономическим блоком правительства и администрации Президента", - отметил Арыстанбеков. При этом эксперт убежден, что в этом плане есть и серьезное упущение - в нем не определена новая модель дальнейшего развития казахстанской экономики. Действующая экспортно-сырьевая модель, по его мнению, исчерпала свои возможности в 2014-2015 годах, то есть, она дала сбой при падении цен на основные экспортные товары страны.
"К сожалению, в четвертом направлении антикризисного плана ("Основы новой инвестиционной политики") вновь предусмотрены меры, относящиеся к экспортно-сырьевой политике развития. Это означает, что экономический блок правительства все еще не определился с новой моделью развития, которая должна отвечать на внешние и внутренние экономические вызовы страны. Иными словами, пока не будет существенные изменения в экономической политике страны, то не стоит ожидать серьезных изменений и в экономике", - пришел к такому выводу собеседник.
Эксперт перечислил основные моменты, которые стали наиболее острой внутренней проблемой во время этого кризиса. Арыстанбеков указывает на то, что с точки зрения достижения сбалансированности занятости населения неэффективными секторами являются экспортно-сырьевой и ориентированный на внутренний рынок. Также он подмечает, что для обеспечения сбалансированности доходной части госбюджета есть серьезные проблемы в торговле и секторе социальных услуг. Аналогичная проблема сохраняется по линии расходной части госбюджета, уверен специалист. При этом одновременно наблюдается дисбаланс между традиционной, социальной и современной функциями государства. Это отчетливо видно при реализации бюджетной политики, считает он. "Из-за этих дисбалансов, а также при росте непроцентных расходов бюджета базовые источники достижения экономического роста заблокированы, а другие исчерпали свои возможности. Другими словами, это и есть компоненты структурного кризиса страны", - пояснил Арыстанбеков.
По его мнению, качество денежно-кредитной политики ухудшается из-за неработающих кредитов и ограничения денежного предложения; валютной политики - из-за резких колебаний курса тенге; налогово-бюджетной политики - из-за дисбаланса основных функций, размера государства, распространения теневой экономики и вывоза капиталов.
Вместе с тем казахстанский экономист Газиза Шаханова придерживается мнения, что до выхода из кризиса еще далеко. "Даже, если ситуация с нефтью и энергоносителями ненадолго изменится, то вряд ли это можно будет назвать "выходом", потому что сырьевая структура экономики сохраняется, а это надолго и существенно изменить что-то практически невозможно. Все, что касается предпринятых контрмер - больше похоже на тушение пожара с высоты самолета, 240 миллиардов тенге - для МСБ, жилищного строительства и инфраструктуры вместе взятых - это совсем немного, хотя это объяснимо, если дефицит бюджета финансируется за счет заемных средств международных банков, а на развитие программ уже выделена часть пенсионных денег", - пояснила Шаханова.
Она добавила, что будущее экономики страны зависит больше не от экономических вещей, а от умения предвидеть, действовать и нести ответственность. Арыстанбеков считает, что будущее экономики зависит от трех факторов. Во-первых, это цена товаров, экспортируемых Казахстаном, во-вторых, скорейший выход страны из трех кризисов, в-третьих, выбор эффективной модели развития. "Говоря о модели развития, необходимо иметь в виду, что существуют два подхода к решению вопросов, связанных с достижением экономического роста и процветания страны. Первый говорит о том, что инвестиции решают все. И если инвесторам будет хорошо, то будет экономический рост. Второй подход говорит, что это не главное. Главное - это люди со своей покупательской способностью. Как мне представляется, мы исчерпали свои возможности по первому подходу, теперь пора взяться за вторым", - подытожил экономист.