Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 10 окт, 12:11

Путем позитивных реформ

Сегодня на конституционном уровне урегулированы вопросы организации деятельности судов и статуса судей, порядка отбора и назначения судейских кадров, вопросы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности судов, что подчеркивает конституционную самостоятельность и независимость судов при принятии решений.

            В целях исключения дублирующих функций Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде РК и Верховным Судом РК, в рамках действующего законодательства была пересмотрена роль канцелярий областных судов.

            Дальнейшее развитие самостоятельности в части материально-технического и финансового обеспечения судебная система получила через издание Указа Президента РК от 17 августа 2010 года г. «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республики Казахстан».

            Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК и администраторы в областях упразднены путем объединения канцелярий областных судов с соответствующими отделами администратора судов и возложением на них функций по организационному и документационному обеспечению деятельности суда, ведению судебного мониторинга по качеству отправления правосудия, статистики и кадровой работы.

            Создана единая судебная система во главе с Верховным Судом, эффективная законодательная база, регламентирующая деятельность судов.

            Ощутимое новшество, без которого немыслимо нынешнее документационное обеспечение – автоматизированный электронный документооборот. Данная система обеспечила стабильный автоматизированный учет в судах входящей и исходящей корреспонденции, включая судебные дела, автоматизированное их распределение между судьями, видео и аудиофиксацию судебных процессов, видеосвязь между Верховным Судом и областными, приравненными к ним судами. Осуществлена возможность вхождения в электронную базу судебных актов и иных документов, вынесенных на конкретный день, получение сводных данных о тех или иных показателях работы каждого судьи персонально, либо отдельно взятого районного суда, либо всех судов области.

            В век глобальной интеграции высоких технологий во всех судах области установлены информационные киоски, когда участник процесса, не приходя в суд, по Интернету может знакомиться с движением своих документов в суде.

            В условиях внедрения цифрового сопровождения судебного процесса возможен постепенный отказ от составления судебных протоколов на бумажном носителе, так как ход судебного процесса записывается с помощью оборудования аудио-видеофиксации. Данное достижение информационных технологий может способствовать уменьшению количества жалоб, дисциплинировать участников процесса.

            Сегодня на официальном сайте как Верховного Суда, так и Жамбылского областного суда можно получить информацию о месте и времени рассмотрения дела, ознакомиться с текстами судебных решений и приговоров, получить ответы на интересующие вопросы.

            В целях улучшения качества отправления правосудия на территории республики, в том числе и на территории Жамбылской области образованы и действуют специализированные суды: по рассмотрению административных дел, хозяйственных споров (экономический суд), специализированный суд по рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей и недавно начавший свою работу суд по делам несовершеннолетних.

            Ювенальный суд, как его еще принято называть рассматривает уголовные, гражданские и административные  дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.

            Всем необходимым суд укомплектован штатной численностью судей и специалистов, материально-техническим оснащением. Если ювенальный суд только начал свою работу, то уголовные суды, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, доказали свою жизнеспособность. Это позволило широким слоям населения принимать непосредственное участие в процессе отправления правосудия и выносить вердикты по наиболее сложным категориям уголовных дел.

            За пять лет наработана определенная практика по применению судами меры пресечения в виде ареста.

            Все эти задачи были поставлены перед судебной системой Республики Казахстан на IV съезде судей. Реализация названных мер способствовала обеспечению эффективной деятельности судебной системы как определяющего фактора развития демократического государства.

            Однако динамические темпы такого развития диктуют свои требования. Современные фактические тенденции требуют системных мер, обеспечивающих поступательное развитие национального законодательства и стабильность всей правовой системы, что нашло отражение в Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 оды.

            Рост числа поступающих в суды, как уголовных, так и гражданских дел, расширение и обновление категорий споров, влекут и увеличение нагрузки на судей. Эта проблема в основном решалась увеличением штатной численности судей, что приводило к увеличению затрат государства на судебную систему.

            В этой связи была принята наработанная международная судебная практика по упрощенному судопроизводству, расширилась специализация судов и судей, внедрение непубличного порядка рассмотрения споров, широкое распространение примирительных процедур и медиации.

            Опыт медиации успешно применяется во многих странах. Его преимущество в том, что конфликтующие стороны получают возможность решить спор не в ущерб своим интересам. На сегодняшний день в области работают три медиатора, которым удалось завершить медиацией 22 спора. Это, как правило, сфера семейно-правовых, трудовых, потребительских отношений.

            Весомое значение в деятельности суда придается работе со средствами массовой информации. В Жамбылском областном суде работает координатор по связям со СМИ, открыт пресс-центр. В районных и приравненных к ним судах закреплены специалисты, ответственные за работу со СМИ.

            Цель этой работы в том, что общество должно получать объективную информацию о деятельности судов.

            Для оценки качества работы судей и выявления судей, имеющих низкие показатели отправления правосудия, на постоянной основе запущена система антикоррупционного механизма в форме мониторинга судебной деятельности. Изучается ряд критериев, таких как количество отмененных и измененных судебных актов, наличие жалоб на действия судьи, негативных публикаций на страницах СМИ, частных постановлений по рассмотренным делам, дисциплинарных взысканий, работа судьи над повышением своей квалификации, проводятся социалогическое исследование для изучения общественного мнения о работе судьи путем проведения анонимного анкетирования участников процессов по рассмотренным им делам.

            Судебная система Казахстана сегодня осуществила такие задачи, которые привели ее к способности оптимально взаимодействовать с судебными системами других государств и международным правом в целом. Сложность данных преобразований состояла в том, что у Казахстана не было давних демократических традиций государственности, которые есть у западных стран.

            Президент РК Нурсултан Назарбаев, отмечая успехи судебной реформы, достижения в деятельности судебной системы, подчеркнул: «Мы многое сделали за это время, и это признается. Но сделать предстоит еще больше».