К сведению
18 авг, 11:39
Департамент государственных доходов по Жамбылской области доводит до сведения налогоплательщиков
Департамент государственных доходов по Жамбылской области доводит до сведения налогоплательщиков доклад Председателя КГД МФ РК Ергожина Д.Е. перед представителями СМИ от 10 августа 2016 года по вопросу «Интеграция налоговой и таможенной систем и внесение изменений в налоговое законодательство».
"Индустриализация и экономический рост являются ключевыми направлениями 5 институциональных реформ, обозначенных Главой государства.
В сфере налогового и таможенного администрирования эти реформы стали основой процесса глобальной автоматизации - отправной точкой в решении проблем единого администрирования государственных доходов - взят курс на интеграцию действующих налоговых и таможенных систем.
Одним из важнейших событий, стало вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию. Вступление в ВТО предоставило возможность импортерам ввозить товары по пониженным ставкам таможенных пошлин. Это является положительным моментом, который приведет к снижению цен на ввозимые товары на внутреннем рынке.
Для упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории планируется использовать модуль «Виртуальный склад» ИС «Электронные счета-фактуры», этому будет способствовать процедура оформления электронных счет - фактур в ИС «ЭСФ» соразмерно объему, оприходованному на Виртуальном складе.
Данные меры позволят осуществлять выписку электронных счетов-фактур при взаимной торговле со странами ЕЭС и другими станами, в том числе передавать в режиме реального времени сведения о выписанных счетах-фактурах в таможенные органы стран ЕАЭС.
Справочно:
Законом предусмотрен поэтапный переход на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме:
- с 1 января 2016 года - уполномоченными экономическими операторами;
- с 1 июля 2016 года – таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов;
- с 1 января 2020 года - всеми плательщиками НДС
По состоянию на 01.06.2016 года:
- зарегистрировано 28,5 тыс. пользователей ИС ЭСФ;
- выписано 4,7 млн. счет-фактур;
- обороты 1,2 трлн. тенге.
Еще одним инструментом контроля за оборотом товаров является разрабатываемая ИС «Маркировка товаров». Внедрение данной системы позволит проводить учет и контроль оборота меховых изделий, подлежащих маркировке, ввезенных или произведенных на таможенной территории Евразийского экономического союза.
Справочно:
Преимущества для потребителя: полные сведения о качественных характеристиках меховых изделий и легальности их происхождения, а для бизнеса - защита от незаконно находящихся в продаже меховых изделий и формирующих недобросовестную конкуренцию на рынке.
Главной же задачей Комитета остается клиентоориентированность и создание благоприятных условий для бизнеса. В этой связи нами уже реализованы следующие меры:
1. регистрация - регистрация в качестве участника ВЭД не требуется (используются данные ИС) – таким образом, бизнес регистрируется единожды
2. единый лицевой счет - на стадии завершения находится работа по созданию Единого лицевого счета клиента без разделения на налогоплательщиков и участников ВЭД, уже реализована функция онлайн оплаты таможенных и налоговых платежей.
Справочно преимущества объединения:
- упростить проведение зачетов (возвратов);
- упростить получение учетных форм (Сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, Выписки из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства);
- упростить меры и способы взыскания задолженности;
- предоставить доступ к просмотру единых лицевых счетов через электронные порталы («Кабинет налогоплательщика», «Электронное правительство»).
3. проверки - унифицированы проверочные документы при проведении налоговых и таможенных проверок.
4. СУР - на основании единой базы данных - работает СУР, позволяющая производить качественный отбор на проверку, при повышении их эффективности, при этом методика определения критериев риска также унифицирована.
5. адм. производство - ведение административного производства реализовано в единой автоматизированной базе данных.
Таким образом, интеграция налоговых и таможенных процессов и систем позволила достичь следующих результатов:
- доходы государственного бюджета в компетенции Комитета за 7 месяцев текущего года выросли на 1,0 трлн. тенге или 43,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (7 мес. 2015г. – 2,3 трлн. тенге)
- эффективность СУР – за 7 месяцев т.г. составила 46,4%, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 8,5% (январь-июль 2015 года - 37,9 %)
- корректировка таможенной стоимости - по итогам 7 мес. т.г. количество КТС снизилось на 35% (с 26 001 – 7 мес. 2015 года до 16 812 – 7 мес. 2016 года), при этом сумма доначислений на одну КТС выросла на 33% (с 440 718 до 589 943 тг).
- эффективность таможенных досмотров – в 2015 году в сравнении с прошлым годом возросла в 6 раз (2014 г. – 0,3%).
- сокращены сроки возврата НДС
- подтверждение уплаты таможенных пошлин и налогов для выпуска товаров производится через платежный шлюз «электронного правительства» от БВУ;
- унифицированы процедуры досудебного обжалования результатов налоговых и таможенных споров
- работает ситуационный центр, который в настоящее время проводит мониторинг как налоговых центров приема и обработки информации, так и центров таможенного оформления
- сокращается время, затрачиваемое на оказание госуслуг.
Вместе тем, наша цель - это создание эффективной системы работающей с минимальным вмешательством в бизнес-среду и обеспечивающей прозрачность процедур, что создаст условия для хорошего начала всеобщего декларирования доходов.
Для внедрения таких инициатив ведется работа с нашими зарубежными коллегами, в результате вносятся изменения в законодательство, соответствующие лучшей международной практике.
В этой связи хотел бы остановиться на изменениях в законодательство, которые официально опубликованы буквально сегодня
Справочно: Закон РК «О платежах и платежных системах» вступает в действие через 60 дней со дня опубликования – т.е. 10 октября т.г.,.
Под действие Закона попадают сделки с иностранным лицом, с суммой превышающей 10-кратное МРП.
Дополнительно в реализацию Закона разрабатываются 4 НПА, которые регулируют порядок формы, сроки уведомления и сведений в налоговые органы о получении денег или иного имущества, о порядке ведения базы данных и налоговых регистров).
Статья 14 НК РК четко регулирует круг лиц попадающих под действие закона (не подпадают адвокаты, нотариусы, дошкольные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора и т.д.).
Так у физических и юридических лиц, получающих финансирование из иностранных источников, возникает
обязанность по представлению отчетности в органы госдоходов.
Особо отмечу, что эти изменения не затронут тех, кто ведет бизнес и предоставляет отчетность, они относятся только к 3-м видам деятельности ранее неурегулированным это:
- оказание юридической помощи
- изучение общественного мнения (за исключением проводимого в коммерческих целях)
- сбор, анализ и распространение информации.
При этом реализуемые меры носят уведомительный характер, не ограничивают права налогоплательщиков и нацелены на создание прозрачной процедуры их получения и расходования.
Так в течение 10 дней после заключения сделки необходимо предоставить уведомление в органы госдоходов. Отчетность сдается до 15 числа второго месяца следующего за отчетным кварталом – то есть имеется примерно 45 дней после отчетного квартала.
Отчетность возможно представить как в явочном порядке, так и в электронном виде, не выходя из дома.
Справочно: За не предоставление отчетности в сроки предусмотрена административная ответственность, уголовной ответственности нет.
Сведения о лицах, получивших такие средства и их расходовании будут публичны и иметь открытый характер.
Отмечу, что аналогичный опыт действует в странах ОЭСР, США, Великобритании, Китае и Израиле, таким образом, нововведения полностью соответствуют международным требованиям и обязательствам по раскрытию информации и политике прозрачности капитала.
Резюмируя свое выступление, хотел бы отметить, что все реализуемые мероприятия направлены на улучшение бизнес – среды, повышение инвестиционной привлекательности нашей страны, облегчение соблюдения действующего законодательства для чего уже сейчас ведется работа над новым пакетом законодательных изменений, который планируется занести на рассмотрение Парламента осенью.
Департамент государственных доходов по Жамбылской области