Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.52 +0.02347.77 -2.19311.2 +0.37
К сведению 24 июн, 09:17

Модернизация пенсионной системы

Одной из основных причин модернизации пенсионной системы является «сворачивание» солидарной пенсионной системы и, соответственно, уменьшение размеров солидарных пенсий. Это связано с уменьшением трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, так как на пенсию выходит более молодое поколение. В этой связи задачами модернизации являются сохранение действующей многоуровневой модели пенсионного обеспечения с одновременным усилением в ней роли работодателей и диверсификация источников дохода в пенсионном возрасте. 

На первом этапе модернизации в целях укрепления финансовой устойчивости пенсионной системы в 2013 году принят новый закон «О пенсионном обеспечении», которым предусмотрены:

консолидация всех пенсионных активов в Едином накопительном пенсионном фонде, что позволило не только сохранить пенсионные накопления, но и обеспечить их прирост за счет контролируемого и эффективного размещения пенсионных активов; 

переход от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых во вредных и особых условиях труда, что создает дополнительные возможности по формированию необходимых пенсионных накоплений для более раннего выхода на пенсию лиц, занятых в таких условиях;

введение за счет бюджетных средств субсидирования обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период их нахождения в декретных отпусках до одного года.  Данное нововведение направлено на увеличение их пенсионных накоплений, что в дальнейшем отразится на уровне их пенсий.

В целях увеличения стажа участия в накопительной пенсионной системе и, соответственно, роста пенсионных накоплений, начиная с 2018 года будет поэтапно повышен пенсионный возраст женщин с 58 лет до 63 лет (в течение 10 лет по шесть месяцев ежегодно). Эти меры предпринимаются прежде всего для увеличения стажа в накопительной пенсионной системе и объема пенсионных накоплений. Все это приведет к повышению размера пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы.

На втором этапе модернизации утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы. Для ее реализации принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения». Одним из концептуальных изменений является введение  критерия для назначения базовой пенсии, которая сегодня назначается всем одинаково, без учета трудового стажа и дохода. С 1 июля 2018 года базовая пенсия будет назначаться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе при достижении общеустановленного пенсионного возраста (58-63/63). 

В стаж участия в пенсионной системе при назначении базовой пенсии будут учтены:

- трудовой стаж, выработанный до 01.01.1998 г. (для состоявшихся пенсионеров учитывается по материалам пенсионного дела);
- стаж работы после 01.01.1998 г., подтвержденный уплатой пенсионных взносов.

В целях стимулирования материнства и социальной поддержки отдельных категорий граждан в стаже участия также учитываются:

- время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста трех лет в пределах 12 лет в общей сложности;
- время ухода за ребенком-инвалидом до 16 лет;
- периоды службы сотрудников силовых структур;
- проживание супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства;
- периоды проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций.

Размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии будет равен 50 процентам от величины прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на два процента, и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума. Эти изменения позволят, с одной стороны, восстановить социальную справедливость в отношении тех пенсионеров, которые по причинам отсутствия сведений о доходах, имея большой трудовой стаж, получают низкий размер пенсий, с другой стороны, стимулировать сегодняшнее и будущее поколения работников к формализации трудовых отношений.

Такой подход восстанавливает социальную справедливость: чем больше человек работал, тем выше у него пенсия. Это распространяется на всех пенсионеров, действующих и будущих. Другим концептуальным изменением, предусмотренным в законе, является введение с 1 января 2018 года нового условно-накопительного компонента пенсионной системы. Дополнительно к нынешним 10-процентным обязательным пенсионным взносам, которые удерживаются из заработной платы работающих,  работодатель из своих средств будет перечислять обязательные пятипроцентные пенсионные взносы. Они будут начисляться от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР, и фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ.

Для получения пенсионных выплат по условно-накопительной системе предусмотрен минимальный стаж участия (60 месяцев). Право на получение пенсионных выплат наступит через пять лет. Посредством веб-портала электронного правительства (еgov.kz) или зарегистрировавшись на сайте ЕНПФ,  можно на постоянной основе получать сведения о перечисленных обязательных пенсионных взносах, обязательных профессиональных  пенсионных взносах.

Вместе с тем ЕНПФ ежегодно  осуществляет информирование вкладчика следующими способами:

- электронным – отправка сообщения на электронный адрес (e-mail);
- при личном обращении в ЕНПФ;
- посредством услуг почтовой связи.

Уже с 2023 года за счет этих взносов будут осуществляться пенсионные выплаты для лиц, за которых уплачивались взносы и которые достигли установленного пенсионного возраста (58-63/63); а также всем инвалидам I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Эти выплаты будут осуществляться пожизненно ежемесячными платежами. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей. При этом законодательством определен максимальный размер пенсии в размере двукратного прожиточного минимума.

В отличие от накопительной пенсионной системы, пенсионные накопления за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника). В целом реализация обозначенных преобразований позволит обеспечить сохранение до 2030 года коэффициента замещения совокупными пенсионными выплатами на уровне не менее 40 процентов. Принятые меры  также позволят расширить охват граждан услугами накопительной пенсионной системы, повысить мотивацию населения к формальной занятости, обеспечить сохранность пенсионных накоплений, достичь высокого уровня инвестиционной доходности пенсионных активов ЕНПФ, повысить привлекательность и доверие населения к накопительной пенсионной системе.

Основные подходы модернизации пенсионной системы Казахстана позволят реализовать принцип: «Больше работаешь – больше пенсия».

Айгуль ОРАЗЫМБЕТКЫЗЫ, департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Жамбылской области