Основной схемой уклонения от уплаты налогов на сегодняшний день является увеличение расходов за счет якобы приобретенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг от субъектов «теневого» бизнеса
Значительный ущерб бюджету в виде неуплаты и занижения налогов наносят налогоплательщики (контрагенты), использующие в своих операциях документы кампаний - лжепредприятий.
Действия органов государственных доходов по взысканию сумм налогов с контрагентов лжепредпритиятий регламентированы Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Так, в соответствии с пп. 1) пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса, налог на добавленную стоимость, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, или постановления органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, отнесенных в зачет, по сделкам, признанным судом действительными. Корректировка сумм налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет, производится в том налоговом периоде, в котором наступил указанный случай.
Подпунктом 2) статьи 115 Налогового кодекса также не подлежат вычету расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда или постановления органа уголовного преследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, за исключением расходов по сделкам, признанным судом действительными. Аналогично, производится корректировка сумм корпоративного подоходного налога за этот же период.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 571 Налогового кодекса в случае признания судом плательщика налога на добавленную стоимость лжепредприятием свидетельство о постановке на учет по НДС по решению налогового органа подлежит аннулированию с момента начала преступной деятельности, установленного судом.
В целях прозрачности проводимой работы по привлечению контрагентов лжепредприятий к уплате налогов с 1 октября 2012 года Налоговым комитетом МФРК осуществлен переход от «ручного» камерального контроля к запускам автоматизированного камерального контроля.
Таким образом, уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направляются контрагентам лжепредприятий посредством информационной системы Единое хранилище данных, что позволило автоматизировать и упростить работу в данном направлении, а также исключить человеческий фактор, когда налогоплательщики-контрагенты могут получить уведомления и представить ответы-пояснения в электронном виде.
В соответствии со статьей 587 Налогового кодекса «исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:
1) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;
2) пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным настоящей статьей;
3) жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению такого уведомления».
С начала 2016 года размещено девять налогоплательщиков, признанных судом лжепредприятиями и 11 налогоплательщиков, чья регистрация признана судом недействительной, зарегистрированных на территории Жамбылской области.
Департаментом государственных доходов Жамбылской области в целях возмещения нанесенного ущерба государству в результате деятельности лжепредприятий проведена определенная работа по привлечению их контрагентов к уплате налогов, выявленных по результатам автоматизированного камерального контроля, где сформировано 415 уведомления камерального контроля.
В результате отработки уведомлений камерального контроля дополнительно взыскано в бюджет по НДС 120,2 миллиона тенге.
В случае неисполнения или несвоевременного исполнения уведомления камерального контроля к налогоплательщикам применяются меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 686 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право обжаловать уведомления камерального контроля в вышестоящий налоговый орган или в суд.
При исполнении уведомлений камерального контроля недобросовестные налогоплательщики – контрагенты лжепредприятий с целью ухода от исполнения налоговых обязательств используют различные схемы уклонения от уплаты налогов, наиболее распространенными из которых являются:
- представление дополнительных форм налоговой отчетности как к начислению, так и к уменьшению;
- замена счетов-фактур;
- перерегистрация в другие территориальные налоговые управления и другие.
Использование налогоплательщиками данных схем пресекается органами государственных доходов такими рычагами, как передача материалов в службу экономических расследований, назначение внеплановых проверок.
Именно лжепредприятия тянут на дно добросовестных налогоплательщиков, создают почву для «теневой» экономики, поэтому будьте бдительными при заключении сделок с сомнительными поставщиками. А если уже имели неосторожность заключить с ними сделку, то, получив уведомления об устранении нарушений, ответственно отнеситесь к исполнению налоговых обязательств и самостоятельно устраните выявленные нарушения без штрафных санкций.
Ж. ЛАХАЕВ, ДГД Жамбылской области