Одним из первых и приоритетных вопросов совершенствования судебной системы является ее оптимизация и упрощенный доступ граждан к правосудию
Внедрение информационных технологий способствует снятию бюрократических барьеров, минимизации контактов сотрудников судебной системы с гражданами, общей и широкой доступности населения к необходимой информации при подаче исковых заявлений и других обращений посредством сервиса «Судебный кабинет». Он является своего рода единым окном доступа граждан к онлайн-сервисам судебных органов, преимуществом которого является возможность посредством Интернет-связи подать исковое заявление, ходатайство, отзыв, апелляционную жалобу, ходатайство о пересмотре в порядке кассационного рассмотрения.
Чтобы пользоваться сервисом «Судебный кабинет», необходимо получитьэлектронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (ЭЦП НУЦ). После чего гражданину либо его представителю, а также представителям юридических лиц необходимо зарегистрироваться в сервисе «Судебный кабинет», ознакомившись с условиями пользовательского соглашения. Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ИИН или БИН и пароля. При подаче документов представителем юридического лица авторизация осуществляется посредством БИН.
Инструкция пользователя, расположенная в самом сервисе «Судебный кабинет», где подробно и пошагово с соответствующей иллюстрацией показан порядок регистрации и вложения электронных документов и получения интересующей пользователя информации со статусом ранее поданных документов.
В сервисе «Электронный кабинет» также размещены электронные бланки, образцы электронных документов, направляемых в суд, что позволяет пользователям экономить не только временные затраты, но и их материальные ресурсы.
Преимущества «Судебного кабинета» в том, что заявления, жалобу и другие документы в суд можно подать в любое время суток, имея компьютер, электронную цифровую подпись и доступ к Интернету, при этом отправитель моментально получает талон об отправке документа в электронном виде с указанием суда (адресата), сторон, даты и времени отправления.
Также участник судебного процесса самостоятельно может контролировать соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дела, а при их нарушении позвонить и сообщить в Единый Call-центр 1401 Верховного суда Республики Казахстан, который поможет оперативно устранить недостатки в работе судов.
Пользователи «Судебного кабинета» идут в суд уже на назначенное на определенный день и время заседание или подготовительную процедуру.
Одним из преимуществ мобильного приложения «Судебный кабинет» на мобильной платформе iOS и android, в отличие от веб-версии, является его простота в регистрации. Пользователю необходимо подписать пользовательское соглашение, указать лишь ИИН и номер мобильного телефона. После чего на мобильный телефон придет пароль для авторизации в приложении. Кроме того, пользователь имеет возможность обратиться в службу технической поддержки. В данном сервисе предусмотрены несколько разделов (сервисов). Чат, Новости, Поданные документы, Оповещения и другие.
В дальнейшем будет реализована возможность подачи электронных документов посредством мобильного приложения «Судебный кабинет».
Совместно с коллегией адвокатов разрабатывается новый сервис «Календарь участников судебного заседания», предоставляющий судам возможность назначать дела с учетом занятости адвоката в других судах, а также проверять обоснованность ходатайства адвокатов (участников) об отложении судебного разбирательства в связи с участием в другом судебном процессе.
В настоящее время с государственными органами налажена работа по отправлению дел по административным правонарушениям в судебные органы посредством сервиса «Судебный кабинет» с ее дальнейшим усовершенствованием.
Асель ДЖУМАТАЕВА, заведующая канцелярией Жамбылского областного суда