Сегодня антимонопольная служба РК стремится преобразовать свою работу согласно стандартам ОЭСР. Разработана концепция проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам конкуренции», которая в настоящее время одобрена межведомственной комиссией и внесена на рассмотрение в Правительство РК
Предполагается внесение системных изменений и дополнений в Предпринимательский Кодекс РК, а также в ряд законодательных актов РК, направленных на пересмотр базовых принципов работы антимонопольного органа: совершенствование подходов в части определения монопольно высокой и низкой цены; исключение изъятий из законодательства в области защиты конкуренции.
Законопроект направлен также на введение обязательств для государственных органов и местных исполнительных органов обеспечивать конкуренцию в стране посредством ее развития. В этой связи в Предпринимательский кодекс будут включены положения, предусматривающие возможность вынесения антимонопольным органом в отношении государственных органов предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а в отраслевые законы – поправки, предусматривающие обязательства государственных органов и местных исполнительных органов по обеспечению конкуренции посредством ее развития.
Законопроект направлен на совершенствование порядка и принципов проведения анализа товарных рынков и установление доминирующего положения, в том числе с возможностью привлечения экспертов и экспертных организаций из бизнес-среды.
Предусмотрены изменение подходов к государственному контролю за экономической концентрацией и совершенствование функционирования субъектов квазигосударственного сектора. Будут внедрены эффективные инструменты выявления и борьбы с картельными соглашениями.
В этой связи предлагается расширить полномочия антимонопольного органа РК при проведении расследования картельных сговоров, а также ужесточить наказание за участие в них.
Предусматривается отмена государственного регулирования цен субъектов регулируемых рынков, а именно в сферах железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций, почтовой связи и газа - по 77 видам услуг, на которые сегодня установлено регулирование цен.
Отмена государственного регулирования цен в указанных сферах с заменой на инструменты антимонопольного реагирования будет способствовать формированию ценовой конкуренции на данных товарных рынках, входу на рынок новых участников и развитию указанных рынков в целом.
Изменение государственного ценового регулирования субъектов регулируемого рынка и в последующем полный отход от государственного ценового регулирования и отмена перечня регулируемых рынков (с 1 января 2017 года) будут полностью соответствовать практике развитых стран с рыночной экономикой, входящих в ОЭСР, а также позволят нашему государству обеспечить соответствие стандартам ОЭСР.
Л. СУЛТАНКУЛОВА, ДКРЕМиЗК Жамбылской области