Уважаемые предприниматели, эта информация адресована вам. Она - о системе каталогизации и ее значении для использования в ваших интересах
Отправной точкой к созданию системы каталогизации еще в бывшем Советском Союзе (в который входил и Казахстан), послужил обзорный материал о федеральной системе каталогизации США, опубликованный в 1972 году Всесоюзным научно-исследовательским институтом классификации и кодирования информации (ВНИИКИ). С 1979 года с целью определения целесообразности создания системы каталогизации в СССР начали проводиться научно- исследовательские работы в организациях Минобороны, МВД и Госстандарта. В 1989 году в докладе Управления делами Совета Министров СССР руководству страны была обоснована необходимость создания отечественной системы каталогизации. Именно этот год можно считать началом работ по ее созданию.
Непосредственно работы по созданию системы каталогизации в Казахстане была начаты в 1998 году после включения соответствующего задания в Государственную программу по развитию бухгалтерского учета. Уже в 1999 году были приняты первые государственные стандарты: СТ РК 1.10 и СТ РК 1.11.
СТ РК 1.10. Под действие системы подпадала продукция, производимая и реализуемая на территории республики, независимо от того, по какому документу она выпускалась: межгосударственному или национальному стандарту, техническим условиям, стандарту организации или техническому документу.
Производители были определены основными поставщиками информации в систему каталогизации, а заинтересованные государственные органы, юридические и физические лица - основными пользователями системы. Основным документом для формирования системы стал каталожный лист продукции по СТ РК 1.11, а выходным документом системы - «Каталог продукции Республики Казахстан», в котором должна содержаться информация о продукции, потенциально интересная ее потребителям.
Вместе с тем, законодательно система каталогизации не поддерживалась и, соответственно, носила необязательный для применения характер, вследствие чего имела ряд существенных недостатков, т.к. ее формирование охватывало в основном продукцию, производимую изначально по техническим условиям, а с 2004 года - по стандартам организаций. При этом выпуск продукции по межгосударственным и национальным стандартам на сегодня составляет порядка 65 процентов, а она практически не попадала ни в «Каталог продукции Республики Казахстан», ни в систему закупок ее государством, при том, что именно оно является наиболее крупным закупщиком продукции в республике.
Отсутствие необходимых связей между поставщиками, производителями и потребителями обсуждалось практически на всех встречах промышленников. Кроме того, свой отпечаток на систему каталогизации накладывает создаваемая в Казахстане и Таможенном союзе система технического регулирования, которая учитывает любые документы, используемые при производстве продукции, но при обязательном подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов, предусматривает использование только международных, межгосударственных или национальных стандартов, гармонизированных с ними.
Признавая значение системы каталогизации, как основного связующего звена в цепочке между поставщиками, производителями и потребителями продукции, изменением в закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» Правительством республики в 2012 году под систему каталогизации была подведена законодательная основа, приняты нормативные правовые акты и пересмотрены действующие стандарты системы. У системы много перспектив и преимуществ, которые необходимо правильно использовать в интересах предпринимателей и государства. В их числе:
обоснованное получение заказов от государства и других заинтересованных лиц;
возможности выбора продукции и поставщиков;
укрепление сотрудничества в цепочке: поставщик - производитель, потребитель государства - конечный потребитель;
поиск партнеров не только на рынке товаров Казахстана, но и в дальнем зарубежье, учитывая систему обмена Каталогами продукции между государствами;
уверенность, что реализуемая и приобретаемая продукция - качественная и безопасная;
исключение разной идентификации для аналогичных видов продукции;
определение взаимозаменяемых видов продукции;
содействие стандартизации производства продукции;
исключение лишнего сбора информации о документах, применяемых на предприятиях;
возможность приобретения нормативного документа для организации производства;
возможности корректировки инфраструктуры производства регионов;
создание конкурентной среды на рынке;
возможность получения интересующей информации о продукции, производимой в разных регионах Казахстана.
Для решения проблем и создания системы каталогизации с учетом интересов предпринимателей приглашаем вас в Казахстанский институт стандартизации и сертификации, подразделения которого работают в каждой области республики, городах Астане и Алматы, мы поможем вам увидеть и реализовать ваши интересы через участие в создании национальной системы каталогизации.
ЖФ РГП «КазИнСт» ДКТРМ по Жамбылской области