Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 03 мар, 13:42

Новшества в антимонопольном законодательстве

Новшества в антимонопольном законодательствеОспанова Ляззат Азаматовна главный специалист Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК по Жамбылской оббласти

Государственным реестром субъектов рынка,  занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, является перечень субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, определенных законодательством Республики Казахстан 

Регулируемыми являются товарные рынки, на которых в соответствии с Законом «О естественных монополиях и регулируемых рынках» введено государственное регулирование цен для субъектов регулируемого рынка. Государственное регулирование цен распространяется на товары (работы, услуги) субъектов регулируемых рынков в области железнодорожного транспорта, электро– и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа с учетом особенностей, установленных Законом Республики Казахстан «О газе и газоснабжении». Уполномоченный орган утверждает перечень товаров (работ, услуг) субъектов регулируемых рынков, на которые распространяется государственное регулирование цен.

До 1 января 2016 года ведение Реестра распространялось не только на субъекты регулируемых рынков, но и на субъекты всех отраслей экономики, за исключением государственных и естественных монополий. Реестр является индикатором того, что на момент проведения анализа товарного рынка определенный субъект рынка занимает доминирующее положение, обладая определенной долей этого рынка. Однако фактически Реестр не всегда подтверждает, что на момент наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства субъект рынка действительно занимал долю рынка, обозначенную в Реестре, и доминирующее положение на товарном рынке.

Функционирование института Реестра, его формирование и администрирование вызвало много проблем и нареканий как со стороны экспертов, так и со стороны субъектов рынка.На практике формирование и ведение Реестра, а также последующий мониторинг включенных в него субъектов рынка, отнимают ресурсы, время и средства как антимонопольного органа, так и субъектов рынка, которые вынуждены нести бремя значительной административной нагрузки по предоставлению информации и отчетности в антимонопольный орган, а также по  обжалованию включениях их в Реестр.
В связи с этим при принятии ПК РК предусмотрены нормы, обеспечивающие поэтапный отход от Реестра, проведение мониторинга деятельности субъектов, включенных в Реестр, а также сокращение форм (количества) отчетности, что позволит снизить административную нагрузку на бизнес.

В частности, ПК РК предусматривает:
  • формирование и ведение Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение с 1 января 2016 года на регулируемых рынках (тем самым предусматривается исключение из Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на нерегулируемых рынках);
  • полную отмену формирования и ведения Реестра с 1 января 2017 года.

Таким образом, с 2017 года Реестр будет полностью отменен, а из ПК РК будут исключены статьи 173 и 197 соответственно, будет исключена и функция антимонопольного органа по формированию и ведению Реестра. С отменой  Реестра в Казахстане будет отменен и институт регулируемых рынков.

Ляззат ОСПАНОВА, ДКРЕМиЗК Жамбылской области