Этика делового общения представляет собой частный случай этики вообще и содержит ее основные характеристики
Этикет делового общения – свод гласных и негласных правил для тех, кому приходится работать вместе каждый будний день.
Задача деловой этики – создать в коллективе рабочую атмосферу, в которой делу посвящается все время, а потехе отводится положенный час. Моральный комфорт играет в жизни большую роль, чем физический, а благодаря соблюдению деловой этики сотрудники в плане удовлетворения работой всегда будут чувствовать себя комфортно.
Более того, моральная сторона действия деловой этики также влияет на производительность: сотрудник, который чувствует себя комфортно на рабочем месте, будет более предан компании, будет стремиться сделать свою работу лучше. Приятная атмосфера, достигнутая благодаря соблюдению этических принципов делового общения, заставляет работников стремиться к совершенству в работе.
Любой хороший руководитель должен стараться создать в коллективе комфортную атмосферу. Именно самодисциплина руководителя является самым мощным мотиватором и примером для подчиненных.
Поэтому людям, занимающим руководящие должности, в первую очередь важно соблюдать этические правила делового общения.
Мудрый руководитель, применяя на практике этикет делового общения, добивается высокой производительности. У сотрудников появляется мотивация, они готовы выполнять поставленные цели. Культура делового общения и грамотное применение ее принципов создает позитивное настроение в команде.
Разумеется, правила делового общения должны соблюдать и все подчиненные. Хороший сотрудник, как и руководитель, заинтересован в том, чтобы в коллективе установилась и сохранялась комфортная атмосфера, поэтому в рамках этики делового общения одна из задач подчиненного – помогать руководителю поддерживать ее. Подчиненный ни в коем случае не должен пытаться управлять своим руководителем, это проявление неуважения, несоблюдение иерархии и, соответственно, нарушение норм этики делового общения. Субординация всегда должна иметь место: вы можете в корректной форме высказать свое мнение, но указывать начальнику нельзя. Кстати, в этом случае этика сетевого общения не является исключением. Может показаться, что в Интернет-переписке какими-то из правил этики можно пренебречь, но это не так. По ту сторону экрана все еще находится начальник, и вести себя с ним нужно соответственно.
В первую очередь нужно обратить внимание на то, что, по сути, определяет отношения между сотрудниками: на их права и обязанности. Они должны быть четко распределены между коллегами, так как иначе неминуемо возникнет конфликт. Каждый должен заниматься своим делом, даже если по работе он пересекается с остальными сотрудниками.
Также не следует брать на себя больше, чем возможно выполнить, не нужно давать обещаний, которые не будут сдержаны. Нужно адекватно оценивать себя, свои возможности, а также возможности сотрудников.
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение правил поведения. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями.
С. МАГЗИМБЕКОВА, главный специалист ДКРЕМ МНЭ РК по Жамбылской области