Конкуренция - это состязательность субъектов рынка, выступающая в форме экономического соперничества за лучшие условия производства, за право обладания экономическим благом, приносящим полезность и использование всего многообразия материальных и людских ресурсов, обеспечивающая высокий качество товаров, услуг и обслуживания покупателей
Однако на товарном рынке существует такое понятие, как недобросовестная конкуренция, которая направлена на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, сутью которого является нарушение законов и норм конкуренции. К ее средствам относятся неправомерное использование товара другого производителя, заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама, копирование внешнего вида изделия, дискредитация субъекта рынка и т.д.
Согласно Предпринимательскому Кодексу Республики Казахстан, недобросовестной конкуренцией являются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия субъекта рынка или нескольких субъектов рынка (группы лиц), которые противоречат законодательству Республики Казахстан, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить ущерб другим субъектам рынка – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
К недобросовестной конкуренции относятся нижеследующие действия:
1) неправомерное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг, а также объектов авторского права;
2) неправомерное использование товара другого производителя;
3) копирование внешнего вида изделия;
4) дискредитация субъекта рынка;
5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;
6) реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом;
7) призыв к бойкоту продавца (поставщика) конкурента;
8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика);
9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;
10) подкуп работника продавца (поставщика).
Б. Әділбек, главный специалист отдела расследования ДАЗРК по Жамбылской области