При работе с юридическими и физическими лицами часто возникают ситуации, а именно споры, нуждающиеся в регулировании
При решении данных споров, в которых нарушаются права тех или иных лиц, стороны обращаются в суды или правоохранительные органы. Но существуют и примеры, когда стороны пытаются урегулировать конфликт иным образом, зачастую прибегнув к методам, которые влекут за собой установленную законодательством ответственность, как правило, административную или даже уголовную. Это может быть как совершение самоуправства, привлечение третьих лиц для устрашения или запугивания должников, так и применение физического или психического насилия.
Для урегулирования таких споров зачастую привлекаются лица, не имеющие должного опыта или образования, единственной целью которых является заработать. Деятельность таких лиц никому не подконтрольна, следовательно, и никакой ответственности, вследствие приведения данного конфликта к наихудшей ситуации, они не понесут.
Учитывая все факторы, законодателем был издан Закон Республики Казахстан «О медации». Данный закон был создан для организации правовой основы в
целях более благоприятного разрешения возникшего конфликта между сторонами.
Согласно вышеуказанному закону, медиация - это внесудебный способ урегулирования споров, избираемый сторонами на добровольной основе, для достижения определенных целей.
Закон призван обеспечить урегулирование общественных отношений, содержит нормы, определяющие общие положения и закрепляющие:
а) правовое положение медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации;
б) порядок проведения медиации.
Согласно Закону, процедуру медиации вправе проводить медиатор, то есть независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями настоящего Закона (ст.9).
Медиатором не может быть лицо:
1) уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему;
2) признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) в отношении которого осуществляется уголовное преследование;
4) имеющее непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость.
Согласно статье 5 Закона «О медиации», при проведении медиации необходимо соблюдать следующие принципы:
1) добровольность;
2) равноправие сторон медиации;
3) независимость и беспристрастность медиатора;
4) недопустимость вмешательства в процедуру медиации;
5) конфиденциальность.
Согласно статье 10 Закона «О медиации» медиатор вправе:
1) в ходе медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности и предоставлять им устные и письменные рекомендации по разрешению спора (конфликта);
2) информировать общественность об осуществлении своей деятельности с соблюдением принципа конфиденциальности.
Наряду с этим медиатор обязан:
1) при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;
2) до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели, а также их права и обязанности.
В Законе указаны условия проведения медиации, они сводятся к следующему:
А) медиация при урегулировании споров, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, может быть применена как до обращения сторон в суд, так и после начала судебного разбирательства;
Б) чтобы начать процедуру медиации, стороны должны заключить между собой письменный договор о медиации, по форме и содержанию соответствующий требованиям ст.21 Закона. При этом существенными условиями договора о медиации являются:
1) дата, время и место составления договора о медиации;
2) наименование сторон спора (конфликта), фамилии и инициалы, должности их представителей с указанием полномочий;
3) предмет спора (конфликта);
4) сведения о медиаторе (медиаторах), который (которые) выбран (выбраны) сторонами медиации;
5) условия, порядок и размер расходов, связанных с проведением медиации, а в случае осуществления медиации на профессиональной основе - выплаты вознаграждения медиатору (медиаторам) за проведение медиации;
6) язык проведения медиации;
7) обязательство сторон о конфиденциальности проведения медиации и последствия неисполнения такого обязательства;
8) основания и объем ответственности медиатора, участвующего в урегулировании спора (конфликта) сторон медиации, за действия (бездействие), повлекшие убытки (ущерб) для сторон медиации;
9) реквизиты сторон (данные, удостоверяющие личность, место жительства, контактные телефоны);
10) срок проведения медиации;
11) порядок проведения медиации.
В) соглашение сторон о заключении договора медиации может быть достигнуто как при непосредственном взаимодействии сторон по их инициативе, так и по предложению одной стороны - другой стороне, сделанном в письменной форме. Если на предложение об обращении к медиации в течение десяти календарных дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не было получено согласие другой стороны на применение медиации, такое предложение считается отклоненным;
Г) по просьбе одной из сторон предложение другой стороне обратиться к медиации может быть сделано судом или органом уголовного преследования. При этом судьи и должностные лица органов, осуществляющие уголовное преследование, не вправе в какой-либо форме принуждать стороны к медиации;
Д) для проведения медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов из реестров медиаторов. Если стороны обратились с вопросом о кандидатуре медиатора в организацию медиаторов, последняя вправе рекомендовать им кандидатуру конкретного медиатора (медиаторов).
Медиация сегодня – это метод разрешения споров, признанный и востребованный в глобальном масштабе. Конечная цель медиации – мирное разрешение спора и заключение соглашения между сторонами, находящимися в конфликте.
Абдуазиз АДИЛОВ, ведущий специалист специализированного суда по административным правонарушениям города Тараза