ЧТО ТАКОЕ ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КАК ОНА РАБОТАЕТ?
Жители страны ежедневно приобретают товары и услуги и нередко сталкиваются с низким их качеством, недобросовестным отношением со стороны продавцов либо другими нарушениями прав потребителей.
Для оперативного решения проблем такого характера Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» с 1 января 2021 года введена Единая информационная система защиты прав потребителей (ЕИС). Она предназначена для автоматизации процесса приема и рассмотрения жалоб потребителей, их систематизации и регистрации на всех уровнях системы защиты прав потребителей.
Система работает по принципу «одного окна», процесс обработки жалоб и их направления в соответствующую инстанцию для рассмотрения и решения вопроса оптимизированы. Для удобства потребителей в Системе размещены стандартные формы заявлений, разделенные по видам услуг и причинам жалоб.
Вход в ЕИС осуществляется на сайте www.e-tutynushy.kz с помощью мобильного телефона или компьютера. Алгоритм регистрации субъекта предпринимательства состоит из нескольких шагов.
1. В открывшемся окне сайта перейти в раздел «Портал обработки обращений».
2. Выбрать вид организации «Юридическое лицо».
3. Перейти в раздел «Регистрация».
4. В отобразившемся окне заполнить форму регистрации субъекта бизнеса.
Порядок подачи заявления потребителями очень прост.
1. На главной странице сайта www.e-tutynushy.kz нажмите кнопку «Подать обращение», затем заполните форму обращения. На этой же странице в «Списке торговых организаций» найдите организацию, в которую хотите подать обращение.
2. Если вы находитесь непосредственно в торговой организации, то найдите у кассы магазина табличку потребителя с названием нашего сайта и отсканируйте QR-код с помощью смартфона. После распознавания кода вам будет предложено перейти на сайт, где вы сможете оставить обращение согласно пункту 1.
Для соблюдения такого порядка каждой торговой организации присваивается уникальный идентификатор в виде QR-кода, который отображается на видном месте. Если покупатель считает, что его права были нарушены, он сканирует QR-код, входит в Систему и имеет возможность подать жалобу продавцу, общественным объединениям потребителей или государственному органу. При подаче заявления потребителю необходимо помнить, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» на первой ступени он должен попытаться решить вопрос напрямую с продавцом.
Продавец, зарегистрированный в Системе, получает уведомление о поступившей претензии и должен ее рассмотреть и решить. Это позволит разрешить спор в первую очередь без привлечения внешних сторон, что намного выгоднее как для предпринимателей, так и для потребителей, а также сэкономит время потребителей и продавцов при использовании данной системы. В случае отсутствия ответа в положенные 10 календарных дней заявление направляется в соответствующий государственный орган для рассмотрения и принятия мер в соответствии с законом.
В случае направления заявления в государственное учреждение цифровая система автоматически определяет, в какое учреждение следует отправить жалобу. Заказчику показываются адресат, лицо, рассматривающее обращение, а затем результаты рассмотрения.
Для предпринимателей это стимул для улучшения качества товаров, услуг и обслуживания клиентов. Для государства единая система сбора и обработки таких жалоб облегчает комплексный анализ всех видов жалоб потребителей в стране. Это, в свою очередь, поможет модернизировать систему защиты прав потребителей и повысить юридическую грамотность потребителей.
Уважаемые предприниматели Жамбылской области, приглашаем вас зарегистрироваться в Единой информационной системе!
Уважаемые потребители Жамбылской области, приглашаем вас воспользоваться услугами Единой информационной системы!
Давайте учиться решать возникшие проблемы цивилизованным способом.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону 8(7262)54-21-69.
Т. ФЕДОСОВА, департамент по защите прав потребителей Жамбылской области