Конкуренция является неизменным атрибутом любого рынка товаров и услуг с той лишь разницей, что применяемые методы в борьбе за долю рынка и потребителей зависят от типа конкуренции, числа участников, предлагаемого потребителям товара и добросовестности способов и приемов, используемых для достижения поставленных целей
В зависимости от используемых методов конкуренция бывает добросовестной и недобросовестной.
При добросовестной конкуренции компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, создание более совершенной группы товаров и услуг.
Отдельного внимания в борьбе с конкурентами заслуживает реклама в общественных средствах массовой информации, ведь с ее помощью можно формировать мнения потребителей, корректировать имидж отдельного товара и всей торговой марки.
Добросовестная конкуренция – это признак «здорового» рынка, где фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе получает конечный потребитель.
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.
Формы недобросовестной конкуренции:
• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
• продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
• получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Во многих странах официально запрещен демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В Жамбылской области департамент по защите и развитию конкуренции четко отслеживает недобросовестную конкуренцию и к участникам рынка, которые ведут себя недобросовестно, принимаются строгие меры воздействия. Кроме этого, департаментом проводится профилактическая работа по недопущению недобросовестной конкуренции, ежемесячно печатаются статьи с разъяснениями о недобросовестной конкуренции, проводятся круглые столы с участниками рынка, ведь добросовестная конкуренция - это путь к процветанию жизни народа Казахстана.
Ляззат ОСПАНОВА, руководитель отдела развития конкуренции ДАЗРК по Жамбылской области