За годы независимости Казахстан достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в «орбите» уголовного судопроизводства, в том числе и лиц, подвергшихся уголовному преследованию
Государство уделяет большое внимание вопросам равенства сторон в уголовном процессе и инициирует объективную, реальную, правовую политику.
Закон Республики Казахстан о присяжных заседателях был принят 16 января 2006 г. и вступил в законную силу с первого января 2007 г. В ходе реализации данного закона имели место споры касательно состава суда присяжных. В итоге был принят Закон РК от 10 декабря 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» согласно которому состав суда с участием присяжных заседателей определен в количестве 10 присяжных заседателей и одного судьи.
Список присяжных заседателей местным исполнительным органом по представлению председателя областного суда составляется ежегодно и подразделяется на единые и запасные.
На основании предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган составляет первичный список кандидатов.
В соответствии со ст.10 Закона «О присяжных заседателях» в списки кандидатов не включаются лица: 1) не достигшие к моменту составления списков возраста двадцати пяти лет; 2) имеющие непогашенную либо неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 4) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; 5) состоящие на учете в организациях здравоохранения по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются.
Единый и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения.
Граждане, должностные лица обязаны предоставить в местные исполнительные органы по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей не более одного раза в течение календарного года на все время рассмотрения уголовного дела. Присяжным заседателям выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи, рассматривающего дело, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.
После вынесения постановления о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей обеспечивается их явка в суд. Производится их случайная выборка из единого и случайного списка (годового).
Составляется список с указанием данных присяжных.
По завершению выборки кандидатам не позднее 7 суток до начала судебного заседания вручается извещение с указание даты, времени и места прибытия в суд. Граждане, получившие извещения, обязаны явиться.
Суд постановляет об открытия судебного заседания и выполняет все требования до этапа начала судебного следствия, что регламентировано ст.639 УПК.
Отбор присяжных заседателей из числа кандидатов осуществляется в закрытом судебном заседании, путем:
-освобождения председательствующим кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела;
-разрешения вопросов о самоотводе;
-разрешение вопросов об отводе;
-немотивированного отвода кандидатов.
Секретарь судебного заседания выписывает билеты на каждого присяжного заседателя с указанием его фамилии.
Затем председательствующий перед кандидатами в присяжные заседатели произносит краткое выступление, в котором: 1) представляется им; 2) представляет стороны; 3) сообщает, какое дело рассматривается; 4) сообщает о задачах и порядке их участия в рассмотрении дела в соответствии с законом.
Если в суд явилось менее 25 кандидатов или их осталось менее 17 после отбора, председательствующий дает распоряжения секретарю заседания об их пополнении из списка кандидатов. В этом случае объявляется перерыв для вызова запасных кандидатов.
Из списков кандидатов в присяжные заседатели председательствующим единолично исключаются: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, 2) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу; 3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности.
Председательствующим без обсуждения с участниками процесса могут быть освобождены присяжные заседатели по их устному или письменному заявлению:
1) лица старше шестидесяти пяти лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.) и иные лица, которые по объективным причинам не могут быть присяжным заседателем (предвзятое мнение, знание дела не из процессуальных источников и т.д.).
Председательствующий заслушивает мнение присяжных заседателей о самоотводе.
Согласно ст.642 УПК, каждому кандидату в присяжные заседатели прокурором, потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, их представителями, подсудимым и его защитником должен быть заявлен отвод в случаях, если:
1) кандидат по данному делу является потерпевшим, гражданским истцом, ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля;
2) кандидат участвовал по данному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя;
3) кандидат является родственником или свойственником одной из сторон, или следователя, прокурора, защитника;
4) имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что кандидат лично, прямо или косвенно, заинтересован в данном деле.
Заслушав мнение сторон, председательствующий удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении отвода.
Если после этих действий осталось более 17 кандидатов, председательствующий отпускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает билеты и извлекает из нее столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне осталось 17. Оставшиеся 17 билетов председательствующий передает государственному обвинителю, подсудимому и его защитнику для немотивированного отвода, в результате которого должно остаться 12 кандидатов.
Если в деле участвует один подсудимый, немотивированный отвод 2 кандидатов производится государственным обвинителем, а затем 3 кандидатов – подсудимым и (или) его защитником в указанной очередности.
Если в деле участвуют несколько подсудимых, государственный обвинитель имеет право отвести не более 2 кандидатов. При этом отвод подсудимых проводится по их взаимному согласию, а в случае отсутствия такого согласия – путем разделения между ними числа отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно.
В случае невозможности этого отвод кандидатов несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки с помещением в урну билетов с фамилией всех подсудимых. Жеребьевка проводится в количестве, равном числу неотведенных кандидатов. Подсудимый имеет право отвести столько кандидатов, сколько раз билет с его фамилией был извлечен из урны председательствующим.
Отказ кого-либо из подсудимых от права на отвод кандидатов не влечет ограничения прав других подсудимых отвести столько кандидатов, чтобы их осталось не менее 12.
Кандидатам в присяжные заседатели может быть заявлен отвод без указания мотивов путем написания на билетах с фамилией слова «отвод», скрепленного подписью. Подсудимый вправе поручить своему защитнику осуществление отвода. Если подсудимый отказался от участия в отводе, то защитник без его участия не вправе проводить эти действия.
Если подсудимый отказался от отбора, то из урны билеты достают председательствующий или секретарь заседания. Билеты немотивированного отвода приобщаются к материалам дела.
После проведения отбора коллегия присяжных заседателей, рассматривающая дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе десяти присяжных заседателей основного состава и двух запасных. Доставая билеты из урны, в этой же последовательности образуется состав, по очередности оглашаются их фамилии и вносятся в протокол судебного заседания. Билеты по очередности приобщаются к материалам дела.
Состав суда: один судья и 10 присяжных заседателей.
Председательствующий предлагает основному составу занять отведенные для них места на скамье присяжных заседателей в соответствии с порядком, определенном жеребьевкой. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье специально отведенные для них места.
В этом составе начинается рассмотрение дела в главном судебном разбирательстве.
Присяжным заседателям предлагается встать с места для принесения присяги. Приносится присяга, предусмотренная ст.646 УПК. Председательствующим разъясняются права и обязанности присяжных заседателей, после чего начинается рассмотрение дела по существу.
На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство республики исходит из необходимости максимальной защиты прав и законных интересов подсудимых на основе международных требований и казахстанского законодательства.
Лачын АЛИЕВ, судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области