Целью административной реформы, проводимой в Республике Казахстан, является не просто повышение эффективности государственного управления
Важным в настоящее время является способность власти адекватно и своевременно решать социальные запросы.
Сегодня мы подводим итоги одного года работы административной юстиции, главной миссией которой является защита граждан и бизнеса от произвола чиновников.
За этот год, с 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года, в суды Жамбылской области поступило 1033 административных иска, из них: в СМАС - 883 исков, или 85 процентов, в районные суды – 150, или 15 процентов.
Основные категории дел, которые поступают в суды:
- земельные споры – 268 (26 процентов);
- жалобы на действия судебных исполнителей – 249 (24 процента);
- споры в сфере госзакупок - 97 (девять процентов);
- налоговые споры – 59 (шесть процентов);
- жилищные споры – 59 (пять процентов);
- споры в сфере госуслуг – 47 (пять процентов).
Рассмотрено с вынесением решения за шесть месяцев 2021 года 130 административных дел, из которых 82 (63 процента) в пользу истцов - граждан и субъектов бизнеса, а по 48 (37 процентов) отказано.
В первом полугодии 2022 года удовлетворяемость исков выросла до 66,9 процента. Так, из рассмотренных по существу 136 административных дел, в пользу истцов вынесено 91 решение, в пользу адморгана - 45 (33,1 процента).
По таким категориям дел, как земельные споры, споры в сфере здравоохранения, где раньше граждане очень редко выигрывали, удовлетворяемость исков выросла в разы. По земельным спорам удовлетворено 76 процентов исков, по спорам в сфере здравоохранения – 83 процента.
О чем говорят приведенные цифры?
О том, что административная юстиция реально защищает права граждан и предпринимателей в споре с государственными органами и должностными лицами.
Если раньше в споре с государственным органом граждане выигрывали всего 15 процентов дел, то сегодня эта ситуация стала меняться в сторону граждан и бизнеса.
Примирительные процедуры
Суд в силу возложенных на него задач содействует мирному урегулированию споров между гражданином и властными структурами.
В административном судопроизводстве примирение возможно не во всех случаях, поскольку адморган может действовать только в рамках своих полномочий, предоставленных законом. Примирение возможно при наличии у адморгана усмотрения, то есть принятия в пределах своих полномочий одного из возможных решений.
По каждому делу суд разъясняет преимущества мирного разрешения спора, устанавливает возможность применения такой процедуры, имеется ли у госоргана или должностного лица усмотрение. При наличии такового и согласии участников процесса проводится примирительная процедура.
За год действия административной юстиции примирительные процедуры успешно завершены по 109 делам (2021- 44, 2022- 65).
Возвращено в связи с отзывом иска при активной роли суда 296 (2021- 134, 2022- 162) исков.
К примеру, гражданину с января 2022 года прекращены пенсионные выплаты. При обращении в уполномоченный государственный орган по социальному обеспечению ему сообщено, что выплата пенсии прекращена ввиду выявления факта предоставления гражданином недостоверных сведений. Вышестоящий административный орган по социальной защите не усмотрел оснований для возобновления пенсионных выплат, в связи с чем гражданин обратился с иском в суд.
Суд проверил наличие усмотрения у административного органа и с согласия сторон провел примирительную процедуру, по результатам которой между сторонами заключено медиативное соглашение. По условиям соглашения адморган сам отменил принятые приказы о прекращении пенсионных выплат гражданину, произвел перерасчет и восстановил пенсионные выплаты с 1 января 2022 года.
Таким образом, нарушенное право гражданина на получение пенсии восстановлено без длительного судебного марафона, в результате примирения в суде первой инстанции.
Частные определения и денежные взыскания
При рассмотрении административных дел судьи выявляют системные проблемы административных органов, должностных лиц, которые послужили основанием жалоб и обращений в суд граждан и субъектов бизнеса. Если суд исправляет одни и те же ошибки должностного лица или госоргана, то такое должностное лицо или такой руководитель явно не на своем месте.
Об ошибках чиновников доводится до их руководителя или вышестоящего в порядке подчиненности органа.
По результатам рассмотрения дел судами в адрес адморганов и должностных лиц вынесено 56 (2021-29, 2022-27) частных определений.
АППК наряду с известными мерами процессуального принуждения как замечание и удаление из зала судебного заседания, предусматривает такую меру, как денежное взыскание.
Судья самостоятельно накладывает денежное взыскание в том же процессе, где рассматривается дело.
Такая мера налагается, к примеру: за невыполнение или несвоевременное выполнение требований суда; неявку в суд без уважительных причин, действия
сторон по затягиванию процесса, злоупотребление процессуальными правами или невыполнение процессуальных обязанностей; неисполнение решения суда или определение об утверждении соглашения о примирении.
Размер денежного взыскания составляет от 10 до 100 МРП. Денежное взыскание может налагаться неоднократно, пока не будет исполнено требование суда или решение суда.
СМАС Жамбылской области денежное взыскание применено по 11 делам на общую сумму 824 090 тенге в отношении:
- ответчика ЧСИ – одно,
- ответчиков акимов района – два,
- ответчиков госорганов – шесть,
- других участников процесса, представителей МИО – два.
Все денежные взыскания исполнены.
Взаимодействие с государственными органами
В течение прошлого 2021 года СКАД и СМАС активно проводилась работа по разъяснению норм АППК среди государственных и административных органов на организуемых круглых столах.
В октябре 2021 года судьями СКАД проведены выездные встречи во все районные центры области с представителями местных исполнительных органов с разъяснением норм АППК, примирительных процедур.
В текущем году эта работа продолжена, на регулярной основе государственные и административные органы информируются о судебной практике рассмотрения административных дел.
Проведено 10 круглых столов с представителями:
- органов внутреннего государственного аудита, организаторов государственных закупок и заказчиков по проблемным вопросам правоприменения в сфере государственных закупок;
- местных исполнительных органов, земельной комиссии и других госорганов по вопросам применения земельного законодательства;
- жилищно-коммунальных служб по вопросам применения жилищного законодательства;
- органов государственных доходов и прокуратуры по вопросам камерального контроля, обжалования действий и решений по результатам таких проверок и допускаемых ошибках;
- госорганов по применению государственного языка в административном судопроизводстве.
Проведена серия встреч в режиме онлайн и оффлайн с органами прокуратуры, юстиции, судебными исполнителями региона по проблемным вопросам в исполнительном производстве.
Сегодня по результатам года работы с уверенностью можно отметить, что административная юстиция отвечает запросам общества и служит его интересам. Новые прогрессивные принципы отправления правосудия, закрепленные в кодексе, позволяют повысить доверие к нему со стороны наших граждан.
Д. НУРЛЫБАЕВА, председатель судебной коллегии по административным делам Жамбылского областного суда