Статья 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК) предусматривает ответственность за совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству
Под счет-фактурой принято понимать платежный документ, содержащий реквизиты плательщика налога на добавленную стоимость, который выставляется на основании ранее выставленного счета на оплату.
Данный документ подтверждает не только факты выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, но и обязательно содержит сведения об оплате НДС.
Сама статья 216 УК включена в главу 8 УК, предусматривающие уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности.
Согласно п.14 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 24 января 2020 года №3 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности», субъектом уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 216 УК, являются субъекты частного предпринимательства, к которым относятся граждане, оралманы, нерезиденты, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных коммерческих юридических лицах.
Лицо, не являющееся субъектом частного предпринимательства и участвовавшее в совершении деяния, предусмотренного статьей 216, несет уголовную ответственность, соответственно, в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника».
В то же время, требования к их форме и содержанию счета-фактуры, а также случаи, когда предусмотрена обязательность их выписки, регламентированы главой 47 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Из указанного можно предположить, что предметом уголовного правонарушения по статье 216 УК должны быть только те счета-фактуры, выписка которых имела место в случаях, предусмотренных НК.
Также, исходя из того, что счет-фактура является основным документом, по которому исчисляется НДС на каждом этапе реализации товаров и услуг, можно со всей определенностью утверждать, что целью выписывания фиктивных счетов-фактур является уклонение от уплаты НДС.
Как происходит уклонение от налогов, связанных с выпиской фиктивных счетов-фактур.
Налоговое законодательство Республики Казахстан предусматривает право налогоплательщика при соблюдении предусмотренных законом условий на: (а) отнесение на вычеты при определении налогооблагаемого дохода для целей корпоративного подоходного налога (КПН) расходов налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, (б) отнесение в зачет суммы налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота (далее - Вычеты и Зачет).
Право определять возможность отнесения на Вычеты и Зачет при определении объектов налогообложения представлено законодателем непосредственно налогоплательщику, при условии соблюдения им норм налогового законодательства и правил налогового учета.
Уголовное преследование за выписку беспоставочных счетов-фактур, как правило, выносятся в отношении лиц, которые изначально регистрируют предприятия для оказания налогоплательщикам услуг, направленных на уклонение от обязательства по уплате НДС и КПН.
Суды, зачастую повторяя указанные обвинения, выносят громоздкие приговоры, в связи с чем теряется нить обвинения и, самое главное, не находит однозначного решения вопрос возмещения ущерба государству.
Проблема в том, что плательщиком НДС является получатель услуг (контрагент), а он не фигурант данного уголовного дела, при этом часть контрагентов выдуманы изначально, существовали только на бумаге.
Возможно, было бы правильным изначально начинать уголовное преследование одновременно по ст.216 и 245 УК, как только аналитический отчет Пирамида (ст.152 НК) выявит сокрытие НДС, что автоматически предполагает наличие фиктивных счетов-фактур.
Такая постановка вопроса предоставит возможность выявить весь аспект правонарушений, целью которых является сокрытие НДС и в последующем КПН, установить всех фигурантов цепочки, от создателей лжефирм, авторов фиктивных счетов-фактур, бенефициаров в лице контрагентов, фактических «заказчиков» фиктивных счетов фактур. И каждый фигурант будет нести ответственность за свои действия в единой цепочке по уклонению от налогов (в данном случае прежде всего от НДС).
Исходя из изложенного, представляется правильным исключить из фабулы ст.216 УК слова о нанесении ущерба гражданину и организации.
На это указывает и практика, по делам данной категории потерпевшим признается только налоговый орган.
Если же выписка фиктивного счета-фактуры не отразилась на выплате НДС, то речь может идти о правонарушениях в сфере собственности, и данные действия могут быть способом, к примеру, совершения мошенничества.
Вывод о том, что действия лиц по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ с целью извлечения имущественной (налоговой) выгоды направлены против интересов государства, должен найти отражение в соответствующих нормативных постановлениях Верховного Суда Республики Казахстан (нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 4 «О судебной практике применения налогового законодательства» и нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 24 января 2020 года №3 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности»). Потому что только при такой постановке вопроса возможно солидарное возмещение невыплаченной суммы НДС с поставщика и получателя фиктивных услуг.
Разрыв связей между преступлениями, предусмотренными ст.216 и 245 УК, ведет к потере взаимоответственности лиц, осуществивших выписку счетов-фактур и принявших данные счета-фактуры, является препятствием для возмещения ущерба государству, связанного с выпиской фиктивных счетов-фактур.
Самат ТОЛЕСБАЙ, судья Жамбылского областного суда