Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 16 мар, 16:06

Особенности рассмотрения особо тяжких преступлений

Законодатель установил особые правила, применяемые при производстве по делам об уголовных правонарушениях особо тяжкой категории 

Рассмотрение дел по особо тяжким преступлениям имеет определенные особенности. Установлено обязательное проведение предварительного слушания по этим категориям дел, что закреплено нормами Главы 41 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан.

Предварительное слушание проводится судьей единолично в судебном заседании в течение десяти суток с момента вынесения постановления о его проведении. Участие в судебном заседании подсудимого, его защитника и государственного обвинителя обязательно. О времени и месте проведения предварительного слушания судом извещаются государственный обвинитель, подсудимый (все подсудимые, независимо от того, что ходатайство о рассмотрении особо тяжкого преступления судом с участием присяжных заседателей подал один из них), защитник (защитники) по соглашению или назначению. Предварительное слушание судья проводит с участием всех подсудимых, даже если любому из них не принадлежит право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.  Начиная с предварительного слушания конституционная функция суда выражается в защите подсудимого от неосновательного обвинения, в том числе основанного на недопустимых доказательствах. После окончания предварительного слушания никто из подсудимых не вправе заявить ходатайство о рассмотрении особо тяжкого преступления в судебном заседании судом с участием присяжных заседателей, что предусмотрено ст.636 ч.ч.5,6  УПК. Своеобразность предварительного слушания выражается в том, что оно не проводится в судебном заседании в силу ограниченности вопросов, разрешаемых в нем и не связанных с исследованием доказательств о совершении или несовершении подсудимым вмененного ему деяния и его виновности в совершении деяния, а также с квалификацией деяния, видом и размером уголовного наказания. При проведении предварительного слушания судья выясняет несколько вопросов: о подсудности дела данному суду, даже если дело принято в производство суда; о наличии предусмотренных законом обстоятельств, влекущих прекращение или приостановление производства по делу; о допущенных нарушениях процессуального закона, влекущих недопустимость доказательств обвинения или защиты, что регламентировано ст.320. 

В соответствии с Указом Президента Казахстана от 14 июля 2020 года, министр иностранных дел Казахстана 23 сентября 2020 года подписал «Второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни». Законом Казахстана «О ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни» предусмотрено, что Казахстан в соответствии со статьей 2 Второго Факультативного протокола оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Поэтому при рассмотрении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время, в Казахстане будет сохранен такой вид уголовного наказания, как смертная казнь. Рассмотрение особо тяжких преступлений, в совершении которых подозреваются военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Казахстана, граждане, проходящие воинские сборы, а также лица гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений, осуществляется единолично судьей специализированного межрайонного военного суда. 

Срок давности привлечения к уголовной ответственности подозреваемого в совершении особо тяжкого преступления составляет пятнадцать лет со дня совершения преступления, если подозреваемый не скрывался от уголовного преследования и не совершил новое уголовно-наказуемое деяние, и двадцать лет, если подозреваемый уклоняется от следствия и суда. 
 
Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Суды не вправе применять законы, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Законом также предусмотрено, что уголовное законодательство Казахстана состоит из Уголовного кодекса, а иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в уголовный закон. 

Расширение компетенции специализированных межрайонных уголовных судов, активизации граждан в непосредственном отправлении правосудия является правовым средством борьбы с особо тяжкими преступлениями. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых уголовных правонарушений как осужденным, так и другими лицами. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Исходя из международных требований и казахстанского законодательства, судопроизводство по делам особо тяжкой категории  должно способствовать предупреждению новых уголовных правонарушений с повышением воспитательного значения судебных процессов, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию.      

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан исходит из необходимости максимальной защиты прав и законных интересов подсудимых. 

Лачын АЛИЕВ, судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области