Наличие эффективной государственной службы является необходимым условием социально-экономического развития страны
Поэтому руководством страны уделяется большое внимание именно этой сфере.
В результате проводимых реформ создается модель работы государственных органов, основанная на принципах меритократии, подотчетности и эффективности. При этом повышаются требования и к самим государственным служащим.
Соблюдение морально-этических норм занимает особое положение в системе государственной службы.
В целях усиления требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих Указом Первого Президента Республики Казахстан утвержден новый Этический кодекс, определяющий стандарты поведения госслужащих на работе, в отношениях с коллегами, в свободное от работы время, при публичных выступлениях.
Кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
Государственные служащие являются лицом государства и в глазах общества должны быть примером образцового поведения в общественных местах.
Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
В соответствии с требованиями Кодекса государственные служащие и во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человечекое достоинство и общественную нравственность, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг, не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства.
Нововведением нового Этического кодекса является должность уполномоченного по этике, который осуществляет профилактику этических и коррупционных правонарушений, мониторинг соблюдения норм служебной этики государственными служащими и контроль за ним, проводит разъяснительную работу, оказывает госслужащим консультативную помощь, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата.
Сведения об уполномоченном по этике размещены на сайте, а также на страничках социальных сетей департамента.
В целях недопущения сотрудниками департамента нарушения требований Кодекса на постоянной основе проводится разъяснительная работа. Так, за 12 месяцев 2021 года в СМИ опубликованы 34 статьи, в Интернет-ресурсе - две, проведены 82 семинара-совещания, два круглых стола, организованы 11 выступлений на радио, приняты на личном приеме 59 граждан. Вместе с тем, для определения морально-психологического климата в коллективе на постоянной основе проводится анкетирование среди сотрудников -198.
На основании изложенного хочется отметить, что государственная служба в своем развитии переходит на новый уровень, усиливаются ее прозрачность и гласность, обеспечиваются подотчетность и подконтрольность государственных служащих обществу.
Даурен ДАЙРАБАЕВ, заместитель руководителя, уполномоченный по этике департамента юстиции Жамбылской области