В целях упрощения и доступности судебной системы для граждан, а также широкого применения инновационных технологий в судопроизводстве Верховным Судом реализован ряд информационных сервисов судебных органов
Благодаря этому сейчас любой гражданин может, не выходя из дома и офиса, направить свое заявление в суд и проконтролировать его дальнейшее движение. Кроме того, все залы судебных заседаний оснащены системами аудиовидеофиксации, которые являются еще одной демонстрацией открытости и доступности правосудия. Теперь стороны по делу могут участвовать в судебном заседании дистанционно, посредством видеоконференцсвязи.
Верховным Судом в последние годы проделана большая работа по переходу к электронному делу и судопроизводству с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас в своей ежедневной практике суды все больше используют возможности IT-технологий и Интернет-ресурсов. Они существенно сокращают время судебного производства и повышают показатели работы судов.
Так, руководством Верховного Суда РК недавно презентован Ситуационный центр Верховного Суда, направленный на оперативное выявление и исправление возможных сбоев в графике работы судов. Это новое практическое цифровое решение по максимально полному обеспечению защиты конституционных прав граждан при отправлении правосудия.
Ситуационный центр (СЦ) представляет собой единую систему мониторинга работы судов в режиме реального времени. Он позволяет вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, поступающей из 370 судов страны более чем по 700 показателям. Среди них контроль процессуальных сроков, применения аудиовидеофиксации (АВФ), своевременности начала судебных процессов. Особое внимание уделяется ведению судебной статистики. Также данный центр отслеживает ход проведения процессов во всех судебных залах республики, что позволяет максимально быстро выявлять все случаи некорректного поведения в суде, а также дает возможность постоянного централизованного контроля процессуальных действий по любому делу, начиная с этапа регистрации заявления до отправки исполнительного листа.
Таким образом, вышеуказанные новшества в совокупности позволяют судебной системе своевременно улучшить качество отправления правосудия, упростить и повысить эффективность судопроизводства, а самое главное - повысить доверие граждан суду, поднять на новый уровень деятельность судебной системы Казахстана в мировом рейтинге верховенства права.
Поступающая информация сегментирована в четыре блока - показатели по делопроизводству и судопроизводству, система мониторинга компонентов «Төрелік», информационная безопасность и применение АВФ.
Первый блок контролирует работу канцелярий всех судов республики в части регистрации новой корреспонденции по автоматическому распределению дел и материалов.
Второй блок отслеживает работоспособность всех серверных компонентов «Төрелік». Система состоит из более 25 показателей и позволяет оперативно реагировать на отклонение от заданных параметров, принимать необходимые меры по стабилизации их работы.
Третий блок своевременно реагирует на киберугрозы, предотвращает вероятность их появления в будущем.
Четвертый блок оперативно отслеживает ситуацию во всех залах судебных заседаний республики. Для мониторинга АВФ разработан соответствующий функционал, позволяющий определять своевременность проведения судебного заседания, давать отчет о применении и репликации АВФ.
СЦ – новый уровень защиты законных прав и интересов граждан при отправлении правосудия. Он позволяет выявить проблему до того, как по ней сторона обратится в суд, и исключить ее в дальнейшем.
Потенциал СЦ позволяет постоянно модернизировать электронные решения по расширению возможностей мониторинга за работой судов.
Бейбіт Қосбармақов, судебный пристав специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области