Комитет по защите прав потребителей разработал консультативный документ к проекту закона «О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»
Документ разработан в связи с регулярным несоблюдением обязанностей и нарушениями требований законодательства о защите прав потребителей.
Согласно социологическому опросу среди населения в 2020 году, проведенному Комитетом во всех регионах республики, о степени удовлетворенности сферой услуг и обслуживания наиболее проблемными являются:
медицинские услуги. Не удовлетворены данной сферой 45,9 процента опрошенных; транспортные услуги - 43,2 процента; образовательные услуги - 41,6 процента опрошенных; услуги связи – 36 процентов опрошенных.
В настоящее время Кодексом РК «Об административных правонарушениях» не предусматриваются охранные и предупредительные нормы по обязанностям и требованиям к продавцу (изготовителю, исполнителю), которые установлены законом.
На сегодняшний день часть первая статьи 190 (нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей) КоАП РК находится в ведении органов внутренних дел. При этом ОВД в силу загруженности множеством дел, отнесенных к их компетенции, к рассмотрению вопросов по части 1 статьи 190 КоАП относятся по остаточному принципу.
По данным органов внутренних дел, в 2020 году по этой статье КоАП РК зарегистрированы всего 18 административных правонарушений. За пять месяцев 2021 года - 18.
Также отмечается крайне неэффективная санкция (предупреждение), предусмотренная частью пятой статьи 190 КоАП.
Поэтому вопросы привлечения к административной ответственности за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей предлагают передать в уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей.
Для изменения ситуации предлагается внести изменения в статьи 190, 685 и 715 КоАП, которые наделят сотрудников полиции и государственных органов дополнительными полномочиями и функциями в области реагирования на нарушения прав потребителей.
Ожидается, что данные изменения:
• дисциплинируют субъекты бизнеса, реализующие товары потребителям либо выполняющие для них работы или оказывающих им услуги;
• будут способствовать: предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей в силу предупредительного эффекта КоАП;
снижению уровня неудовлетворенности и повышению потребительских спросов на товары, работы и услуги на внутреннем рынке;
• повышению качества представляемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке в силу предупредительного эффекта КоАП.
Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 30 сентября. Просим всех неравнодушных граждан принять участие в обсуждении и высказать свое мнение.
Татьяна ФЕДОСОВА, главный специалист департамента по защите прав потребителей Жамбылской области, по материалам информационного портала ZAKON.KZ