Зачем нужна ассоциация неправительственных организаций в сфере защиты прав потребителей
Сегодня в системе защиты прав потребителей Казахстана зарегистрированы 112 общественных объединений потребителей
Из них 47 осуществляют одновременно защиту как потребителей, так и предпринимателей, 65 действуют исключительно в интересах потребителей, из которых наиболее активны во взаимодействии с уполномоченным органом – примерно 40. Общественные объединения правомочны выступать в качестве защитников потребителей на каждой стадии, рассматривать споры в досудебном порядке и проводить общественный контроль. Но при этом они вынуждены выступать экспертами по всем областям: знать и правила торговли, и стандарты качества товаров, и сферы ЖКХ, туризма, образования, финансов.
Соответственно, им приходится обращаться к каким-то сторонним компаниям для юридической или технической помощи. Это делает и услуги таких НПО дороже для граждан, и не всегда обеспечивается качество этих услуг.
Из опыта ряда стран система защиты прав потребителей должна учитывать четкую схему взаимодействия: потребитель – общественное объединение – государство, как это выстроено, к примеру, в таких передовых зарубежных странах, как Германия, Сингапур, Япония и Австрия.
В этих странах есть крупные «профсоюзы общественных организаций» – ассоциации, где работают квалифицированные эксперты по различным отраслям (торговля, финансы, страхование и т.д.), и это позволяет разрешать споры без участия государственных структур.
В нашей стране в общественных объединениях не выстроен отраслевой признак, не имеются узкая специализация и единый подход в решении вопросов. Большинство их них работают разрозненно, что приводит к неэффективности взаимоотношений между государственным органом и НПО.
Объединение общественных организаций в одну ассоциацию позволит:
- переформатировать институт объединений по принципу «от количества – к качеству», так как потребители хотят знать о степени надежности и серьезности НПО. На сегодняшний день при общем росте численности регистрируемых в стране обществ по защите прав потребителей значительное количество организаций существует номинально, то есть на бумаге;
- обеспечить для всех НПО равные возможности, в том числе расположенных в сельских местностях, формируя справедливое гражданское общество;
- развить узкопрофильные направления в деятельности НПО по различным отраслям: торговля, финансы, медицина, туризм и т.д.;
- минимизировать участие государства в разрешении потребительских споров.
В нашем случае это будет означать, что споры будут решаться на первой из трех ступеней системы защиты прав потребителей.
Татьяна ФЕДОСОВА, департамент по защите прав потребителей Жамбылской области