В Таразе презентовали итоги работы первого в области кабинета поддержки инклюзии для детей с особыми образовательными потебностями
Состоялась презентация кабинета поддержки инклюзии для детей с особенностями развития в средней школе № 32 города Тараза.
Кабинет открыт корпоративным фондом «Болашақ» совместно с управлением образования в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» в сентябре 2019 года. С 2015 года фондом открыт 41 кабинет поддержки инклюзии в 17 регионах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 500 детей с аутизмом и другими особенностями развития.
В мероприятии приняли участие председатель попечительского совета корпоративного фонда «Болашақ» Динара Чайжунусова, руководитель управления образования Гульнар Ходжабергенова, родители и другие заинтересованные лица.
По официальным данным, в Жамбылской области проживают 7 911 детей с особыми образовательными потребностями, из них 108 – с аутизмом. В целом по Казахстану насчитывается более 30 тысяч детей с аутизмом. В 2019 году, когда фонд «Болашақ» объявил набор детей в первый в Жамбылской области кабинет поддержки инклюзии, в фонд поступили 25 заявок. По итогам отбора в проект попали 10 детей, проживающих в Таразе.
В кабинете поддержки инклюзии в средней школе № 32 получают поддержку 10 детей в возрасте от семи до 14 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Наличие кабинета поддержки инклюзии дарит детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в школе вместе со своими сверстниками. В команде 10 человек – один учитель и девять педагогов-ассистентов. Куратор составляет индивидуальную программу развития для каждого ученика, а тьютор и учитель помогают осваивать школьную программу и взаимодействовать с одноклассниками и преподавателями.
Педагоги и родители отмечают, что за год посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, 11-летняя Диана Божанова еще год назад не обходилась без помощи педагога-ассистента и не умела держать ручку, сейчас девочка самостоятельно пишет без помощи тьютора. А второклассник Даниель Ломакин не мог спокойно усидеть за партой и пяти минут, сегодня он занимается в общеобразовательном классе вместе с другими детьми в течение почти получаса с полным усвоением программы. Даниелю нравится учиться в классе с другими детьми. Его ровесник Умар Таджибаев ввиду особенностей развития год назад был очень замкнутым и тяжело шел на контакт с посторонними, что, естественно, мешало процессу обучения. Спустя год Умар подружился со своими одноклассниками, охотно общается с ними, с удовольствием играет с ребятами в лото и ходилки. Для обычного ребенка эти примеры не представляют ничего особенного, но для ребенка с аутизмом и другими ментальными нарушениями это большой шаг в развитии и социализации.
В ходе мероприятия гости наглядно ознакомились с методами работы кабинета инклюзии. Они посетили урок, где смогли увидеть взаимодействие особенных детей с учителями и сверстниками. Пообщались с преподавательским составом и родителями ребят.
- Мы проделали большую работу по открытию кабинетов поддержки инклюзии во всех регионах Казахстана и сегодня видим отличные результаты. Благодаря проекту есть дети, которые впервые заговорили, научились писать, общаться со своими сверстниками. Мы гордимся такими результатами. Очень важно, чтобы регионы начали самостоятельно открывать такие площадки в каждой школе и брали на себя обязательства по методическому сопровождению и обучению специалистов, - отметила Динара Чайжунусова.
Проект показал высокую эффективность применяемых методов в образовании и коррекции нарушений поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития.
Участие в проекте бесплатное. Он является благотворительным и реализуется за счет средств ежегодного Зимнего благотворительного бала, проводимого фондом «Болашақ», и местных исполнительных органов.
Осенью при экспертной поддержке фонда «Болашақ» Фондом Нурсултана Назарбаева в рамках инициативы «Қамқорлық» в Таразе открыты два кабинета поддержки инклюзии в средних школах № 9 и № 35.
Справочно
Проект «Каждый ребенок достоин школы» корпоративного фонда «Болашақ» направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школьные и дошкольные организации Казахстана.
Проектом охвачены 34 школы страны. Оказаны консультации более 1200 семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Более 1250 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, созданы 420 рабочих мест.
Фондом внесены более 70 изменений в действующее законодательство РК в части недискриминации детей с особыми потребностями и получения качественного образования. В 2020 году открыты первые КПИ в столичных детских садах № 34 и № 89.
В 2021 году фонд планирует выпустить книги ABLLS-R и «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения» на казахском языке. Они позволят специалистам получить доступ к передовым методикам коррекционной педагогики на казахском языке, а также повысить эффективность проводимой работы.
Татьяна НИКОЛАЕВА