В настоящее время автомобильный парк только легковых автомобилей в РК насчитывает около 4,5 миллиона единиц, а общее количество автомобилей в Казахстане составляет около 8,2 миллиона единиц
Рост количества колесных транспортных средств не пропорционально высок по сравнению с ростом протяженности и качества автомобильных дорог общего пользования. В связи с этим возникает ряд проблем, одой из которых является снижение безопасности дорожного движения.
Дорожные аварии стали тихим бедствием национального масштаба. По данным Министерства внутренних дел РК, с начала текущего года в Казахстане зарегистрированы 7 093 ДПТ – на пять процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Причинами 70 процентов ДТП в Казахстане являются грубые нарушения правил дорожного движения со стороны водителей автотранспортных средств и плачевное состояние дорог. Экспертная практика показывает, что зачастую именно наличие на дороге выбоин, провалов, другого рода неровностей является провоцирующим фактором (то есть провоцирует водителя на применение маневра), а иногда непосредственной причиной ДТП. Каждый из перечисленных выше факторов, как в отдельности, так и совместно с другими, существенно влияет на безопасность движения транспортных средств.
Как уже отмечено выше, решение проблемы по снижению аварийности на дорогах и тяжести последствий ДТП имеет большую актуальность и для бурно развивающейся в последнее время дорожной инфраструктуры Республики Казахстан. За последние годы значительно выросла общая протяженность дорог, и правильное их обустройство должно послужить минимизации риска для ее пользователей.
В повседневной жизни очень часты случаи, когда именно обустройство дорог вводит в заблуждение водителей автотранспорта. Нередко дорожная разметка и дорожные знаки расположены в противоречии друг с другом. Часть дорожных знаков расположена в зарослях деревьев. Некоторые дорожные знаки и дорожная разметка установлены и нанесены не в соответствии с техническими нормами и требованиями. Довольно распространены случаи, когда участки дорог с поврежденным полотном не отмечены специальными знаками и не ограждены в соответствии с техническими требованиями. При производстве ремонтных работ на проезжей части не всегда ремонтируемые участки ограждаются с выставлением предупреждающих, предписывающих, информационно-указательных и запрещающих знаков, предупреждающих водителей об опасности. Образовавшиеся в процессе эксплуатации дорог выбоины и провалы на проезжей части не ликвидируются своевременно и могут находиться на проезжей части месяцами, пока не произойдет ДТП.
Все перечисленные недостатки существенно влияют на аварийную ситуацию на дорогах и не всегда учитываются при расследовании ДТП. Поэтому все более актуальным становится развитие такое направление судебной экспертизы, как «судебно-экспертное исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП». Развитие данного направления позволит более обстоятельно проводить исследование дорожно-транспортных происшествий и впоследствии принять объективное решение органам дознания, следствия и судам, а также усилить профилактическую работу по снижению аварийности на дорогах Республики Казахстан.
Уркен ДУКЕНБАЕВ, главный эксперт Института судебных экспертиз по Жамбылской области