Повышение качества жизни населения неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей
К сожалению, до текущего момента в стране наблюдалась слабая защищенность потребителей. Одной из основных причин этого 79 процентов респондентов социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей назвали отсутствие у уполномоченного органа по защите прав потребителей полномочий по привлечению правонарушителей к административной ответственности.
Для решения этой проблемы Законом Республики Казахстан от 25 июня 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей. Согласно им, уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей наделяется контрольно-надзорными функциями, за нарушение Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена административная ответственность, а система защиты прав потребителей состоит из трех ступеней.
На первой ступени потребитель, права и законные интересы которого нарушены, либо его представитель вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Кроме того, потребитель вправе предложить продавцу передать спор на рассмотрение субъекту досудебного урегулирования потребительского спора – арбитражу, медиатору или общественному объединению потребителей.
Продавец рассматривает претензию в течение 10 календарных дней и либо соглашается на добровольное устранение нарушения и возмещение убытков (вреда), либо согласен на разрешение спора посредством досудебного урегулирования и возмещение, помимо убытков, материального и морального вреда.
Если продавец не ответил на претензию либо написал отказ в устранении недостатков и выполнении других требований, потребитель или его представитель вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган по защите прав потребителей. Рассмотрение письменного обращения уполномоченным органом является второй ступенью в системе защиты прав потребителей.
На основании этого заявления уполномоченный орган запрашивает у продавца, к которому предъявлено требование потребителя, пояснение по факту обращения и обосновывающие его документы. По результатам рассмотрения всех предоставленных материалов и при выявлении нарушений прав и законных интересов потребителя продавцу выносится предписание об устранении нарушений. Неисполнение предписания государственного органа об устранении нарушения влечет штрафные санкции в соответствии со статьей 462 Кодекса об административных правонарушениях.
Если в ходе осуществления двух ступеней проблема не решена, потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы, что является третьей ступенью защиты прав потребителей.
Уважаемые потребители, не бойтесь отстаивать свои права, а мы вам в этом поможем.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону 8-7262-54-21-69.
Татьяна ФЕДОСОВА, департамент по защите прав потребителей Жамбылской области