Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 23 окт, 12:16

Три ступени защиты

Повышение качества жизни населения неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей 

К сожалению, до текущего момента  в стране наблюдалась слабая  защищенность потребителей. Одной из основных причин этого 79 процентов респондентов социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей  назвали отсутствие у уполномоченного органа по защите прав потребителей полномочий по привлечению правонарушителей к административной ответственности.

Для решения этой проблемы Законом Республики Казахстан от 25 июня 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей. Согласно им, уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей наделяется контрольно-надзорными функциями, за нарушение Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена административная ответственность, а система защиты прав потребителей состоит из  трех ступеней. 

На первой ступени потребитель, права и законные интересы которого  нарушены,  либо его представитель вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений прав и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке. Кроме того, потребитель вправе предложить продавцу передать спор на рассмотрение субъекту досудебного урегулирования потребительского спора – арбитражу, медиатору или общественному объединению потребителей. 

Продавец рассматривает претензию в течение 10 календарных дней и либо соглашается на добровольное устранение нарушения и возмещение убытков (вреда), либо согласен на разрешение спора посредством досудебного урегулирования и возмещение, помимо убытков, материального и морального вреда. 

Если продавец не ответил на претензию либо написал отказ в устранении недостатков и выполнении других требований, потребитель или его представитель вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган по защите прав потребителей. Рассмотрение письменного обращения  уполномоченным органом является второй ступенью в системе защиты прав потребителей.

На основании этого заявления уполномоченный орган запрашивает у продавца, к которому предъявлено требование потребителя, пояснение по факту обращения и обосновывающие его документы. По результатам рассмотрения всех предоставленных материалов и при выявлении нарушений прав и законных интересов потребителя продавцу выносится предписание об устранении нарушений. Неисполнение предписания государственного органа об устранении нарушения влечет штрафные санкции в соответствии со статьей 462 Кодекса об административных правонарушениях. 

Если в ходе осуществления двух ступеней проблема не решена, потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в судебные органы, что является третьей ступенью защиты прав потребителей.

Уважаемые потребители, не бойтесь отстаивать свои права, а мы вам в этом поможем.

Консультацию по вопросам защиты  прав потребителей можно получить по телефону 8-7262-54-21-69.

Татьяна ФЕДОСОВА, департамент по защите прав потребителей Жамбылской области