Теплый солнечный день, преображающий города и села какой-то особенной аурой, которую создавали вереницы празднично одетых школьников и их учителей
А еще не поддающийся описанию никакими словами душевный настрой и витающий в воздухе густой аромат осенних цветов на торжественной школьной линейке. Таким было на протяжении многих десятилетий 1 сентября, начало учебного года, День знаний.
Увы, пандемия коронавируса сломала и эту традицию. Для абсолютного большинства казахстанских школьников этот день, как, впрочем, и вся первая четверть - это сплошная виртуальная реальность. По требованию санитарных врачей в условиях карантинных ограничений «грызть гранит науки» необходимо в разных форматах в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе, не в первый раз заявило Министерство образования и науки РК.
По его данным, 2020-2021 учебный год стартовал для 3,3 миллиона школьников, 466 тысяч студентов колледжей и более 600 тысяч студентов вузов. В первый класс пошли более 352050 детей, из них 75 процентов шестилеток. Еще 11 тысячам маленьких казахстанцев шесть лет исполнится до конца текущего года. Всего в начальном звене обучаются более миллиона детей, 60 процентов из которых по желанию родителей или законных представителей устроены в дежурные группы школ. Они функционируют для первых - четвертых (в ряде мест для первых - вторых) классов и только при строжайшем соблюдении санитарных требований, при наличии не более 15 учеников в классе. В стране работают более семи тысяч школ, которые будут обучать учащихся в традиционном формате. Это малокомплектные, не более 180 детей, школы в отдаленной сельской местности, школы, не имеющие доступа к широкополосному Интернету, а также сельские школы «с благоприятным эпидемиологическим фоном». А вот около 2,6 миллиона юных казахстанцев начали учебу в дистанционном формате при помощи отечественных образовательных платформ, выбираемых школами самостоятельно. Дополнительные знания можно получать, просматривая телеуроки на республиканских каналах «Балапан» и других. При этом отменены домашние задания, так как работа школьников на «дистанционке» - это и есть домашняя работа.
Школа виртуальная - деньги реальные
Несмотря на вынужденное решение о дистанционном обучении, принятое властями ради сохранения здоровья детей еще в завершающей четверти прошлого учебного года, и это понимают если не все, то многие, родительская и педагогическая общественность разделилась на два лагеря. Одни на разных площадках во весь голос заявляют о необходимости узаконить дистанционное образование. Другие сограждане утверждают, что уход от традиционной формы обучения приведет к полной деградации образования. А пока официально в Казахстане не разрешен семейный формат обучения. Отсидит ребенок положенные уроки в школе по государственной программе - тогда, пожалуйста, онлайн.
Наши находчивые люди всегда найдут способ обойти запреты и сами переводят детей на «дистанционку», в основном в российские школы. Об этом пишет в газете «Время» ее алматинский корреспондент Оксана Акулова:
- В Казахстане сравнительно немного образовательных онлайн-платформ, на которых могут учиться школьники, - пишет автор. - Самые известные из них - bilimland. kz и daryn. online. Сразу подчеркну - это не дистанционные школы в том виде, в котором они существуют в России. Здесь не формируют классы, не предлагают сдать экзамены и получить аттестат. Хотя при желании и наличии законодательной базы их можно было бы трансформировать и в такой формат. Указанные платформы, так же как Zoom, WhatsApp, Google Classroom, не имеющие отношения к Казахстану, будут проводить бесплатные уроки во время карантинной «дистанционки». И там и там достаточно большой объем информации по всем предметам, которые преподают в Казахстане. Но есть и дополнительные платные курсы, тесты, дисциплины, аудио-хрестоматии.
Подписка на все ресурсы bilimland. кz стоит от 300 тенге на неделю до 8391 тенге на год. На daryn. online. другие подход и порядок цен - здесь можно приобрести отдельные курсы. Например, уроки по химии и алгебре за 2000 тенге, шахматы на казахском языке за 9900 тенге, эксклюзивный курс английского языка на русском - за эту же цену, так же как и спецкурс видеоуроков.
В России давно разрешена семейная форма обучения, поэтому на их онлайн-платформах есть из чего выбрать. Пишу о них не только для сравнения, но и потому, что казахстанцы, которые перевели своих детей на «дистанционку» еще в докарантинные времена, предпочитают именно эти онлайн-школы. Условия и цены здесь разные в зависимости от формата обучения и пакета услуг, которые вы выберете. Названия онлайн-школ легко можно найти в Интернете, ограничусь ценовым обзором.
У одной из школ стоимость услуг варьируется так: самостоятельный доступ ко всем материалам и тестам, записям видеоуроков - 900 рублей в месяц (порядка 5400 тенге); «с учителем» в дополнение к стандартному пакету онлайн-общение с педагогом, проверка заданий, оценки и рекомендации - 3000 рублей в месяц (18000 тенге); «с зачислением» - плюс ко всему зачисление на очную или заочную формы обучения в школы-партнеры - 5500 рублей в месяц (порядка 33000 тенге). Есть и дороже, которые предлагают только онлайн-уроки - от 40000 до 100000 тенге в месяц в зависимости от класса, в котором будет учиться ваш ребенок.
Можно уверенно говорить о том, что точка в споре «быть или не быть» поставлена Президентом. К-Ж. Токаевым, который в новом Послании народу Казахстана 1 сентября заявил: «В целях повышения уровня грамотности граждан, их цифровых знаний поручаю Правительству разработать Концепцию непрерывного образования. В этом документе необходимо предусмотреть активное внедрение альтернативных вариантов информационного образования, признания результатов самостоятельного обучения, сертификацию профессиональных навыков».
Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов в интервью газете «Время» подтвердил, что в Мажилисе рассматривается законопроект, в котором есть нормы, касающиеся дистанционного обучения, компетенций уполномоченного органа по его регулированию. В любом случае дети должны будут усваивать казахстанскую программу, несмотря на наличие множества зарубежных обучающих онлайн-платформ.
«Здесь я могу сказать однозначно, - заявил министр, - гражданин Казахстана, проживающий на территории страны, обязан учиться по казахстанской программе и получить общее среднее образование, пусть это будет дистанционно или очно. Безусловно, эта норма никоим образом не касается тех случаев, когда ребенок находится за рубежом со своими родителями. В таком случае, естественно, он должен там и учиться».
А если по закону Архимеда?
Школа в очном формате «ученик-учитель» успешно существует с древних времен и таковой останется в обозримом будущем. В этом абсолютно уверен Архимед Искаков, один из самых ярких и талантливых педагогов Казахстана, который убедительно осуществил проект новой школы, первый не только в нашей стране, но и во всем СССР. Заслуженный работник образования РК, кавалер ордена «Парасат», первый лауреат премии «Тарлан».
В конце 80-х годов он открыл авторскую школу для трудновоспитуемых подростков. За шесть лет ее прошли полторы тысячи старшеклассников, две трети из которых имели условную судимость, а трое успели отсидеть. Оптимальная модель их образования и воспитания выглядела так: с утра работа на городских предприятиях, после обеда и до позднего вечера - учеба, по домам развозили на школьном автобусе. Учебу они оплачивали из заработанных денег. Сегодня они успешные бизнесмены, госслужащие, специалисты во многих областях в нашей стране и многих странах мира.
На странице июльского номера газеты «Время» Архимед Искаков вместе с корреспондентом Светланой Синицкой анализировали состояние отечественной педагогики, размышляли о ситуации в казахстанском образовании. Приведем самые яркие его высказывания.
О руководстве. Он считает, что министр образования должен быть главной величиной в Правительстве и в государстве в целом. Он важнее всех остальных - экономики, финансов, нефтяной, тяжелой и прочих промышленностей, потому что отвечает за становление главного производительного ресурса - человека. «У нас за все годы независимости творится кадровая чехарда, семнадцатый по счету руководитель встал во главе МОН. Не лести ради хочу отметить внушающие осторожный оптимизм шаги нового министра Асхата Аймагамбетова, - поделился наблюдениями А. Искаков, - Он производит впечатление слышащего, его интересует наша (педагогов) точка зрения - тех, кто «на земле». Он предпринимает конкретные действия по нашим предложениям. Но если и ему отведут срок полтора-два года, он попросту ничего не успеет сделать».
О финансировании. Подушное, зависящее от количества учащихся, финансирование школ, как это делается во всем цивилизованном мире. «Мы когда-то с Минобром и Минфином все просчитали, вышла сумма в 3,5 тысячи долларов. Все, кроме меня, испугались, - вспомнил педагог. - И расчеты легли под сукно до лучших времен. Льщу себя надеждой, что эти времена потихоньку наступают. В пилотном режиме, с массой ограничений (цифра уменьшилась в семь раз) подушное финансирование работает в некоторых регионах. Недавно Президент страны привел пример, как эта система работает в Финляндии, где на одного ученика выделяют 14 тысяч долларов, и выразил пожелание перенять их опыт. Боюсь загадывать - а вдруг?»
О типах школ и образовательных программах. «Нам нужны разные школы по набору дисциплин, по особенностям педагогических коллективов и творческой атмосфере, чтобы родители и дети могли выбирать, где им больше понравится. Конечно, надо пересмотреть наполнение образовательных программ. У меня давно выстроилась схема, чем должна заниматься школа. Сошлюсь на практику продвинутых стран. Первое - здоровье. Учебный и воспитательный процессы должны укреплять здоровье, а не отнимать. Посмотрите на американских, английских и прочих европейских школьников: накачанные красавцы и гиганты, потому что непререкаем культ физической подготовки. Сравните на минуточку с нашими выпускниками… Второе - аналитический склад мышления, подготовка к восприятию и переработке множества теоретических и практических жизненных ситуаций. Это математика, физика, химия, биология и язык. При этом математику нельзя давать в безумных объемах, как это делают наши физматшколы. В конце концов, логарифмами и тангенсами наши дороги не вымощены. И, наконец, коммуникативные навыки. Здесь открыт простор для педагогического творчества: история музыки, театра и кино, живописи, литературы, религии (только без ее адептов), дискуссии, квесты, фестивали, флешмобы, - что угодно для души…И хорошо бы убрать из расписания НВП, валеологию с самопознанием и половое воспитание. Словом, освободить место и время для того, что действительно детям необходимо». Так считает звездный педагог Архимед Искаков.
Обзор подготовил Михаил БУНИН