К сведению
25 авг, 16:42
Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения отягчает ответственность
В текущем году чрезвычайное положение по различным причинам вводилось как в целом по республике, так и в отдельных регионах
В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения нового коронавируса COVID-19 пандемией в целях защиты жизни и здоровья граждан на всей территории Республики Казахстан руководством страны с 16 марта 2020 года было введено чрезвычайное положение, действие которого продолжалось до 11 мая.
Решением акима Жамбылской области чрезвычайная ситуация техногенного характера местного масштаба была объявлена на территории Кордайского района Жамбылской области с 8 февраля 2020 года. Данное решение утратило силу только 30.07.2020 года.
Согласно п. 11 ч. 1 ст.54 Уголовного кодекса Республики Казахстан, совершение уголовного правонарушения в условиях чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, а также в ходе массовых беспорядков является отягчающим уголовную ответственность и наказание обстоятельством.
Сейчас практически по каждому уголовному делу о преступлениях, совершенных в эти временные периоды, стороной обвинения указывается на наличие отягчающего обстоятельства - совершение правонарушения в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с нормами Общей части Уголовного кодекса, наличие отягчающих обстоятельств напрямую влияет на вид и размер назначаемого уголовного наказания, исключает применение ч. 2 ст. 55 УК, которой ограничены максимальные размеры наказаний в тех случаях, когда таких обстоятельств нет, но имеются смягчающие обстоятельства.
Следовательно, вопрос о том, признавать или нет сам факт совершения уголовного правонарушения в период чрезвычайного положения (ситуации) отягчающим обстоятельством, имеет существенное значение для назначения справедливого наказания.
Чрезвычайное положение – особое правовое положение в стране, вводимое на определенный период по причине исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка. Согласно Закону РК «О чрезвычайном положении», правовой режим чрезвычайной ситуации представляет собой особый режим экстренного реагирования и функционирования государственных органов, осуществляющих предупреждение и ликвидацию чрезвычайных обстоятельств, являющихся основанием для введения чрезвычайного положения.
В п. «л» ч. 1 ст. 54 Уголовного кодекса 1997 года было предусмотрено в качестве отягчающих обстоятельств совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения.
Подразумевалось, что виновное лицо при совершении преступления с пользой для этого употребляет условия чрезвычайного положения. То есть, надлежало установить, какую именно пользу извлек виновный из условий ЧП при совершении преступления.
В действующем Уголовном кодексе 2014 года формулировка этого пункта изменена на совершение правонарушения в условиях ЧП.
То есть, данное обстоятельство применимо в каждом случае, когда подсудимым уголовное правонарушение совершено в период действия условий ЧП.
Полагаю, что это объясняется тем, что в период ЧП могут создаваться условия, стимулирующие к совершению преступных посягательств на уголовно охраняемые блага. Это дезорганизация и общественный хаос, резко меняющие прежние (мирные) условия человеческого существования и возникновение качественно новых условий жизнедеятельности населения, содержащих высокую опасность для их жизни, здоровья, для норм и ценностей человеческого бытия, материального, социального благополучия и т.п. Так, в условиях чрезвычайных ситуаций, в зависимости от степени их выраженности, потенциально возможны: снижение эффективности работы территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления; прекращение работы какой-то части предприятий и организаций региона, в том числе связанных с жизнеобеспечением населения (транспорт, предприятия бытового обслуживания и т.п.); сокращение рабочих мест и связанные с этим финансовые затруднения граждан, перебои в снабжении продуктами, водой, электричеством, газом, теплом; повышение активности деятельности экстремистских объединений; осуществление втягивания в конфликты широких слоев населения; снижение количества сил правоохранительных органов, блокировка их работа; наличие угрозы личной безопасности.
Совершение преступления в этих условиях является грубым нарушением законности, повышает общественную опасность преступника, который при совершении преступления осознает наличие соответствующей обстановки. Например, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вброс через социальные сети заведомо ложной информации о количестве зараженных, заболевании отдельных лиц, в том числе работников торговых центров, закрытии населенных пунктов на карантин в условиях чрезвычайной ситуации способны вызвать куда более тяжкие последствия, нежели в обычных условиях.
Повышенная общественная опасность и цинизм действий виновного заключается в том, что он, воспользовавшись ситуацией, когда силы органов власти и помогающего ему населения направлены на ликвидацию, устранение последствий того или иного бедствия или кризисной ситуации, совершает самые разные преступления. При этом он, как правило, надеется на то, что в неразберихе его преступления останутся незамеченными.
Вместе с тем, допустимы ситуации, когда чрезвычайное положение своевременно не отменено, продолжает действовать и после того, как обстановка нормализовалась и чрезвычайные условия отпали или чрезвычайная ситуация может существовать и без введения чрезвычайного положения; массовые беспорядки могут происходить и без введения чрезвычайного положения.
В связи с этим считаю необходимым в ст. 54 либо в ст. 3 УК дать толкование понятиям – «чрезвычайное положение», «чрезвычайная ситуация», «массовые беспорядки», возможно, используя ссылку на их определение в других законах, и предусмотреть критерии, по которым определяется их начало и завершение.
Жанна БАЙДАУЛЕТОВА, председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области