Особое значение протокола об административном правонарушении в административно-деликтном производстве обусловлено тем, что в практическом применении данный процессуальный документ вобрал в себя оформление всех стадий производства по делу, за исключением заключительной - стадии вынесения постановления по делу
Содержание протокола об административном правонарушении определено в ст.803 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), в котором в числе других обязательных данных предписано указывать не только сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, но и место, время совершения и существо административного правонарушения.
Протокол практически оформляет одновременно процедуры как по возбуждению дела об административном правонарушении, так и по предъявлению обвинения.
При этом протокол об административном правонарушении фактически определяет правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, так как КоАП не предусматривает принятия отдельного процессуального документа о признании за конкретным лицом того или иного процессуального статуса (к примеру, потерпевшего).
Так сложилась, что большинство органов, чьи должностные лица наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, для облегчения своей работы разработали бланки данных протоколов для рукописного заполнения.
К примеру, больше всего дел об административных правонарушениях возбуждается органами полиции, что предопределено исторически, ведь именно для регулирования взаимоотношений органов правопорядка и граждан были разработаны первые законы об общественном порядке и, как следствие, появились первые протоколы об административных правонарушениях.
Корни нынешней традиции в установлении бланочной формы протокола об административном правонарушении и жесткой регламентации его формы тянутся со времен становления советской милиции. Тогда в заново создаваемый орган набирались молодые рабочие и колхозники по направлению партии. Главным критерием отбора были революционная сознательность и преданность великой идее. Но не хватало грамотности у защитников правопорядка, и введение бланка компенсировало данные издержки. Да и разбирательство со всеми нарушителями велось очень быстро, «накоротке» - как во времена «военного коммунизма», так и в последующие военные, послевоенные годы. И потом в административно-деликтном производстве не было проблем, так как субъектами правонарушении были асоциальные личности - дебоширы, хулиганы, тунеядцы. Само упоминание о правах человека в отношении указанных лиц могло восприниматься как прямое пособничество. Поэтому протокол в отношении них должен был составляться быстро и выполнять роль документа для сопровождения правонарушителя по инстанциям и ведения статистического учета, роль постановления была крайне формальна.
А кто сегодня является субъектом правонарушений? Увы, асоциальные личности составляют среди них меньшинство, больше стало отцов семейств - зачинщиков бытовых скандалов, водителей автотранспортных средств, к коим относится большинство населения, предприниматели и с недавних пор служащие государственных органов.
И государственные контролирующие органы, чьи должностные лица были наделены правом составления протокола об административном правонарушении, тоже поспешили разработать и узаконить нормативными актами министерств формы бланков для указанных протоколов, взяв за основу практику МВД.
Но жизнь показывает, что такая практика не соответствует выполнению задач производства по делам об административных правонарушениях, которые предельно ясно и исчерпывающе определены в статье 737 КоАП:
1) своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом;
2) обеспечение реализации прав и обязанностей участников производства;
3) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
4) обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа.
Причем такая иерархия данных задач так и определена нормой Кодекса, и это исходит из предоставленной гражданам (ст.12 Конституции Республики Казахстан) гарантии прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
Но согласитесь, трудно ждать таких гарантий от документа, заполненного неразборчивым почерком, из которого трудно понять, какие же действия были противоправными и почему.
Понятно, что если в бланке на изложение обстоятельств дела, или правильней объективной стороны состава правонарушения, отведено всего пару строчек, говорить о качестве всего протокола не приходится.
Отсюда можно сделать вывод, что изготовление протоколов об административных правонарушениях на бланках - это не только неуважение к имиджу государства в век компьютеризации и цифровизации, а также признание соответствующего уровня подготовки кадров ведомства, но и прямое ущемление конституционных прав граждан.
Думается, что Министерство юстиции, как профильное подразделение Правительства, обратит внимание на данный вопрос и при участии заинтересованных государственных структур разработает отвечающие велениям времени рекомендации для всех ведомств, уполномоченных осуществлять досудебное производство по делам об административных правонарушениях.
При этом важно помнить, что цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан, в противном случае соответствующие меры следует расценивать в качестве нарушения принципов Конституции.
Самат ТОЛЕСБАЙ, судья Жамбылского областного суда