Административная ответственность за нарушение норм карантина
Под карантином принято называть комплекс ограничительных мер, которые направлены на недопущение массового распространения инфекционного заболевания
Как известно, отмена режима чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19 не повлияла на обязанность граждан и юридических лиц по строгому соблюдению карантина, который был объявлен на территории области постановлением главного государственного санитарного врача Жамбылской области от 30 марта 2020 года.
К сожалению, не все внимают разъяснения государственных органов, санитарных служб и полиции о неукоснительном соблюдении норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что порождает вопросы ответственности - от административно-правовой до уголовной.
Так, в суды Жамбылской области с 12 мая по 19 июня 2020 года поступили 40 дел об административных правонарушениях в отношении 40 лиц. А ведь по ряду статей санитарные врачи и органы полиции привлекают к ответственности самостоятельно, и суммы штрафов весьма ощутимые.
К примеру, согласно санкции ст. 425 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, за нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, предусмотрен штраф на физических лиц в размере 30, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 230, на субъектов среднего предпринимательства – 310, на субъектов крупного предпринимательства – 1600 месячных расчетных показателей.
За те же нарушения, повлекшие причинение вреда здоровью человека, если это действие (бездействие) не содержит признаков уголовно- наказуемого деяния, предусмотрен штраф на физических лиц в размере 200, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – 460, на субъектов среднего предпринимательства – 620, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности либо без такового, с конфискацией продукции или без таковой.
Правда, санитарные врачи, стараясь облегчить штрафную нагрузку на граждан, стремятся направлять дела в суды по ч.3 ст. 462 данного Кодекса, предусматривающую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов в пределах их компетенции.
Ведь исходя из того, что размер месячного расчетного показателя на текущий год составляет 2778 тенге, нетрудно исчислить реальную сумму штрафа.
Поэтому суды ориентируют уполномоченные органы на то, что составление протоколов об административных правонарушениях должно быть строго в необходимых случаях, и в ни в коей мере не применяться как «устрашилки» для населения или для демонстрации статистики проделанной работы.
Привлечение к административной ответственности должно отвечать ее целям, установленным в ст. 40 Кодекса – для воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное взыскание не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административное взыскание должно соответствовать принципу справедливости. Именно поэтому суды рекомендуют государственным уполномоченным органам правильно определять субъект правонарушений.
Так, субъекты бизнеса, прежде всего сферы обслуживания, начиная свою деятельность после режима ЧП, взяли на себя ответственность перед государством и обществом за соблюдение всех требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому, если в магазине или ином объекте посетители или персонал нарушают указанные требования, протокол об административном правонарушении должен составляться не на отдельных граждан, а на субъекта предпринимательства. Также, к примеру, если нарушения имеют место в общественном транспорте, то нужно ставить вопрос об ответственности компании, взявшей ответственность за маршрут. Граждане должны нести ответственность, если не подчиняются требованиям администрации объектов обслуживания и сотрудников правопорядка.
Также суды рекомендуют в отношении работников госучреждений ограничиваться мерами дисциплинарного воздействия за вышеуказанные нарушения. Заработная плата младшего обслуживающего персонала может быть сведена на нет только суммой штрафа, а ведь многие из работников испытывают материальные затруднения при прибытии на работу практически в отсутствие общественного транспорта.
В это сложное время хотелось бы, чтобы общество действительно консолидировалось, чтобы все строго соблюдали все установленные меры предосторожности. «Біз біргеміз» - не только взаимопомощь, но и взаимоответственность.
Самат ТОЛЕСБАЙ, судья Жамбылского областного суда