Семья – это самое главное в жизни каждого человека
Но и в семье в определенные периоды жизни возникают определенные кризисы взаимоотношений. В такой момент не стоит спешить разрушать семейные отношения, причинять друг другу боль, особенно в такие периоды страдают дети, так как оба родителя ему дороги и разделить их порой невозможно для детского сердца.
Чтобы помочь таким семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в Жамбылской области с 2018 года реализуется проект «Семейный суд».
На основе меморандума в области (в каждом районе) при акиматах созданы и оказывают ресурсную поддержку семьям рабочие группы «Бастау».
В составе ресурсных групп представители местных органов и социальных организаций, а также психологи, медиаторы, адвокаты, представители Совета Биев, совета матерей АНК, управлений здравоохранения, социальной защиты, органов опеки и попечителства, представители рагсов и другие.
Данная группа в зависимости от потребности конкретной семьи оказывает на бесплатной основе правовое консультирование, медиативные услуги (по примирению сторон), психологическую помощь с участием психологов, социальную помощь (в вопросах оформления документов, получения пособия, трудоустройства и других).
За пять месяцев текущего года наблюдается снижение поступления исков по данной категории дел в сравнении с предыдущим периодом.
Так, за указанный период в суды поступили 1383 иска в сфере брачно- семейных отношений против 2392 исков прошлого года. Всего рассмотрено 1381 дело против 1968, с вынесением решения - 858 против 1315дел. Судьями проекта в результате принимаемых мер удалось разрешить семейные конфликты в 491 семье.
По расторжению брака поступили 990 исков против 1714 прошлого года. Всего рассмотрены 999 дел против 1435, с вынесением решения - 646 против 1044 дел.
Судами, в том числе с участием ресурсных групп «Бастау», сохранены 337 семей.
Главное, что показал проект, нам удалось внедрить новый подход к рассмотрению семейно-брачных дел, в особенности о расторжении брака.
При рассмотрении дел судьи принимают все возможные меры для сохранения семьи, снижения уровня конфликтности.
По существу основная часть проекта связана с собственной деятельностью акиматов областей по реализации государственной молодежной политики, предусмотренной в части 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года «О государственной молодежной политике».
Для стабилизации, урегулирования семейных конфликтов, снижения социальной напряженности особое внимание необходимо уделять профилактике семейных споров в стадии до суда.
Следует отметить, что проводимая работа ресурсных групп местного органа неоплачиваемая, участники группы помимо своей основной работы участвуют в работе ресурсной группы на общественных началах. Что, безусловно, влияет на недостаточную активность этих групп, и это оправданно.
Полагаю, что качественное изменение в работе местных органов должно исходить прежде всего на уровне республиканских органов.
Следует провести мониторинг деятельности местных, государственных органов и социальных организаций, занимающихся вопросами семьи, детства, для установления эффективности проводимой ими работы и исключения дублирования.
Эффективность принимаемых мер должна соотноситься со статистикой разводов, неустроенных семей, состоянием детства.
Далее, необходимо оптимизировать деятельность таких организаций, исключив излишние, формальные компетенции, сократить штат.
Следует уделить безусловное внимание подготовке специалистов - психологов, социологов, педагогов – профессионального уровня.
Одной из причин семейно-брачных конфликтов является правовой инфантилизм или правовая неграмотность населения в области семейно-брачных правоотношений.
Подчас супруги не имеют представления, что несоблюдение тех или иных норм семейно-брачного законодательства влечет за собой череду ответственности.
То есть, за расторжением брака возникает спор об определении места жительства детей, порядке общения с детьми, выплате алиментов на детей, разделе имущества и т.д.
В связи с чем актуально создание семейных консультаций в областях, к примеру, при рагсах. Сейчас такие консультации действуют в ряде областей, но на общественных началах.
Необходимо определить единый централизованный республиканский орган, координирующий работу по вопросам семьи и детства, наделив его контрольными функциями, с представителями на местах (областях), возложением на акимов областей обязанности обеспечить адресную ресурсную поддержку семье, детям, правовое консультирование семьям.
Предусмотреть эффективное распределение бюджетных средств, направленных на сохранение семьи.
В каждой области существуют ГУ «Управление по делам молодежи при акиме области», есть и другие структуры, которые финансируются из бюджетных средств. Для начала именно эти управления могли бы взять на себя компетенции по адресной и ресурсной поддержки семье ( в их штате от 7 до 12 человек).
Следует вести статистику такой деятельности, анализ причин расторжений брака, бытового насилия для выработки конкретных профилактических мероприятий и целевого использования бюджетных средств.
Внедрение нового подхода при рассмотрении семейно-брачных дел в рамках пилотного проекта оправдано: изменилось общество, произошла модернизация сознания, меняются приоритеты. Хотелось бы пожелать и местным органам внедрить новый, не шаблонный подход к вопросам защиты семьи и детства.
Гульнара АСЫЛБЕК, судья Жамбылского областного суда