НАО «Фонд социального медицинского страхования» является финансовым оператором пакетов гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) и закупает медицинские услуги для населения в пределах, установленных Правительством Республики Казахстан
С 1 января 2020 года медицинские услуги в Республике Казахстан реализуются через ГОБМП и ОСМС.
Отделом мониторинга НАО «ФСМС» по Жамбылской области проводится мониторинг качества и объема медицинских услуг в виде текущего или целевого мониторинга, а также мониторинга исполнения условий договора закупа услуг.
Текущий мониторинг качества и объема проводится отделом мониторинга на регулярной основе в информационных системах здравоохранения или путем посещения субъекта здравоохранения. Целевой мониторинг осуществляется по тематическим направлениям.
По итогам первого квартала 2020 года отделом мониторинга проведены текущий, целевой мониторинг и мониторинг исполнения условий договора закупа услуг по поставщикам медицинских услуг.
По пакету ГОБМП выявлены 3462 дефекта качества оказания медицинской помощи, по которым применены штрафные санкции на сумму 79407,7 тысячи тенге. В разрезе видов и форм медицинской помощи наибольшее количество дефектов выявлено при оказании амбулаторно–поликлинической помощи (1181), стационарной медицинской помощи сельскому населению (1038), специализированной медицинской помощи в форме стационарной помощи (круглосуточный стационар) (751 дефект).
По пакету ОСМС выявлены 1197 дефектов качества оказания медицинской помощи, по которым применены штрафные санкции на сумму 125195,3 тысячи тенге. В разрезе видов и форм медицинской помощи наибольшее количество дефектов выявлено при оказании консультативно-диагностических услуг, не входящих в КПН (398), стационарной медицинской помощи сельскому населению (373), восстановительного лечения и медицинской реабилитации в форме стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи (261 дефект).
Наибольшее количество дефектов по всем видам медицинской помощи выявлено в пакете ГОБМП по коду 2.0. «Дефекты оформления медицинской документации» и по коду дефекта 6.0. «Необоснованное отклонение лечебно–диагностических мероприятий, оказания услуг от стандартов, правил в области здравоохранения/ клинических протоколов»; в пакете ОСМС - по коду 11.0. «Услуги ВТМУ и по перечню медицинских услуг, не включенные в договор».
При выявлении нарушений по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств условий договора закупа услуг начисляется неустойка за каждый факт нарушения в размере 0,05 процента от общей суммы договора закупа услуг, но не более одного процента от общей суммы договора закупа услуг.
По результатам проведенного мониторинга исполнения условий договора закупа услуг начислены неустойки по 21 поставщику медицинских услуг.
С начала 2020 года филиалом НАО «ФСМС» по Жамбылской области проводится мониторинг качества пролеченных случаев с летальными исходами (случаев смерти). Проверка проводится на регулярной основе по мере поступления пролеченных случаев с летальными исходами.
В зависимости от сложности экспертизы ею на каждом уровне занимаются специалисты соответствующей квалификации. К примеру, задачи экспертов высшей категории - детально проанализировать причины, приведшие к осложнениям или смерти пациента, дать рекомендации для предотвращения подобного в будущем.
Мавлюда БОКАЕВА, директор филиала по Жамбылской области НАО «Фонд социального медицинского страхования»