Сегодня мы публикуем эту статью о неординарном событии, посвященном высокой поэзии, родившейся в нашем городе. А она, как известно, не знает ни времени, ни границ - она вечна. Речь идет о литературном наследии нашего земляка и современника Владимира Краковского (1947 - 2010г.г.)
В одном из октябрьских, прошлого года, номеров нашей газеты мы писали об одной из первых встреч в Клубе любителей и знатоков поэзии, созданном по инициативе Галины Чибитко при Доме ветеранов. Тогда многие из присутствующих впервые открыли для себя волнующие строфы поэта, получив в подарок сборник его стихов «Ковались сердцем эти строки», изданный в 2017 году в Алматы трудами и на средства сестры, Татьяны Краковской (Белоголовых) и ее мужа Евгения Белоголовых. Договорились, что каждый ознакомится с содержанием книги, а потом встретиться еще раз. И эта встреча состоялась в марте, став, по сути, мемориальной, потому что в марте Владимир Евгеньевич Краковский родился, в этом же месяце, спустя 63 года, ушел из жизни. Вечер раскрыл его участникам все богатство и глубину творчества поэта-земляка.
Пришли родственники и друзья поэта, его соратники по музе - известные жамбылские литераторы Александр Загрибельный, Дмитрий Вайсбеккер-Иванов, Лариса Лукстина и многие другие. Каждый поделился сокровенными воспоминаниями и прочитал самое любимое стихотворение поэта-лирика, певца высоких человеческих чувств. Сборник его лучших произведений - это настоящая антология многогранного творчества Владимира Краковского. Здесь любовная и военная лирика, стихи о родном крае, философская лирика и личные «размышлизмы», венок сонетов и посвящения близким и друзьям - более 170 стихотворных шедевров, в каждом из которых живет зримый и понятный образ. Итог вечера подвели строками из «Слова о поэте» Петра Вотинцева, в прошлом военного летчика, подполковника в отставке, известного поэта: «Краковский был Поэтом. Я не хочу это слово обставлять эпитетами, дозирующими «масштаб «поэтности» Владимира: великий, большой или крупный… Ему бы это не понравилось. Поэт - явление редкое, и потому уже замечательное».
«Нет пророка в своем Отечестве» - это древнее как мир выражение касается, к сожалению, творчества Владимира Краковского, которое достойно гораздо большего, чтобы быть известным в нашем мире. С ним пока знаком определенный круг любителей поэзии в Таразе, педагоги и учащиеся гимназии в Алматы, друзья и знакомые жамбылца, а ныне московского шансонье Михаила Бондарева. Обрадовала своим сообщением участница вечера Наталья Гончарова, которая недавно ездила на могилу своего деда, участника одного из самых ожесточенных сражений Великой Отечественной войны подо Ржевом и похороненного у села Успенское. «В благодарность за сохранение памяти о моем дедушке я подарила главе сельской администрации Владимиру Громову книгу стихов «Ковались сердцем эти строки». Через полгода Громов написал мне, что книга передается из двора в двор, где ее читают от корки до корки, до того стихи Володи Краковского понравились».
Участники поэтического вечера мечтали о том, что, возможно, найдется меценат, и сборник стихов Владимира Краковского будет переиздан большим тиражом, а значит, станет более доступным широкому кругу ценителей поэзии и исследователей его творчества в Казахстане, а в местном историко-краеведческом музее найдется уголок, посвященный жизни и творчеству поэта, воспевшего в своих стихах родной край.
Михаил БУНИН, фото из книги
Из всего богатейшего поэтического наследия Владимира Краковского сегодня мы предлагаем нашим читателям его стихи о войне, так созвучные году 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Баллада о фронтовом письме
Ни взрывов, ни танков на передовой
Лишь травы - в штыки! Да весна над войной.
В оконном затишье гармошечка влет
То громче, то тише за душу берет.
Шинель расстегнув, отложив автомат,
Вверяет письму свою душу солдат:
«Привет тебе, мама! Здоров твой боец!
У нас здесь, на фронте, весна, наконец…»
И больше ни слова! И к бою! И в бой!
У сердца письмо и затвор под рукой.
Упал головою на запад боец,
Сразил его сердце горячий свинец…
А бой продолжался, а враг отступал,
А враг был разбит и сражен наповал.
За дело святое, за Родину-мать,
За мать, что не сможет письма дочитать… (2005г.)
У обелиска
Преклоняюсь пред памятью павших,
Как бы ни был тот день отдален!
Я спасен их бессмертным бесстрашьем,
Их последним дыханьем спасен.