Комитет внутреннего государственного аудита меняет подходы в проведении аудита консолидированной финансовой отчетности администраторов бюджетных программ
В соответствии с Законом РК «О государственном аудите и финансовом контроле», аудит финансовой отчетности осуществляется несколькими органами государственного аудита Республики Казахстан. Нормой вышеуказанного законодательства регламентируется осуществление Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета аудита консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета и администраторов бюджетных программ. В свою очередь Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан осуществляет аудит финансовой (консолидированной) отчетности администраторов бюджетных программ и подведомственных учреждений.
Однако на сегодняшний день существующий механизм аудита финансовой отчетности не обеспечивает системной и комплексной информацией о состоянии финансовой дисциплины администраторов бюджетных программ.
К примеру, действующие способы аудита финансовой отчетности позволяют осуществить в год проверку только нескольких АРБП с охватом прошедших периодов. В связи с чем данные финансовой отчетности АРБП уже включены в консолидированную финансовую отчетность РБ, откорректировать которую невозможно, даже при наличии существенных искажений.
В целом без ежегодного охвата финансовой отчетности всех АРБП теряется актуальность государственного аудита финансовой отчетности, проводимого КВГА.
Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Комитетом внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан разработана концепция с новыми подходами к проведению аудита финансовой отчетности, которые направлены на обеспечение единовременного охвата финансовой отчетности АРБП на ежегодной основе и позволят максимально сократить нарушения в бухгалтерском учете.
Краткая суть предлагаемых подходов заключается в следующем.
Основание для проведения аудита: аудит по результатам применения системы управления рисками (СУР).
Согласно п.п.3) п.5 ст.18 Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками.
В настоящее время в стране осуществляют деятельность 34 администраторов республиканских бюджетных программ (далее АРБП).
Для обеспечения их единовременного охвата Комитетом внутреннего государственного аудита МФ РК в соответствии с вышеуказанной нормой закона проводится мониторинг с применением системы управления рисками, по результатам которого определены АРБП, имеющие наиболее высокий риск существенных ошибок в финансовой отчетности.
В соответствии со статьей 15 закона будут привлекаться специалисты СВА АРБП для участия в проведении аудита консолидированной финансовой отчетности.
Проверяемые объекты планируется распределить таким образом, что аудиторами СВА будут охвачены подведомственные учреждения АРБП, а аудиторами Комитета - центральный аппарат АРБП и его ведомства, а также аудит консолидированной финансовой отчетности АРБП с обобщением всех результатов проведенных аудиторских мероприятий.
После завершения предварительного изучения аудиторами Комитета составляются план, программа, аудиторское задание и поручение на проведение государственного аудита, которое регистрируется в органах правовой статистики и специальных учетов прокуратуры.
Так, аудитором будут проверены регистры бухгалтерского учета и отражение в них операций путем проверки первичных документов, проведены все необходимые процедуры аудита финансовой отчетности. После завершения всех процедур аудитором проводится анализ достоверности отраженных данных в финансовой отчетности. В случае выявления ошибок в финансовой отчетности объектом аудита принимаются меры по устранению нарушений и восстановлению бухгалтерского учета.
Одновременно специалистами СВА АРБП осуществляется аудит финансовой отчетности (с посещением объекта государственного аудита) подведомственных учреждений АРБП.
Проведение аудита финансовой отчетности способствует своевременному выявлению нарушения и его устранению объектом аудита, что в свою очередь повлияет на качество и достоверность финансовой отчетности с отсутствием существенных ошибок.
По завершению аудита финансовой отчетности аудиторами СВА материалы аудита предоставляются руководителю группы (специалисту Комитета), который в свою очередь сводит все данные и анализирует влияние на достоверность консолидированной финансовой отчетности выявленных нарушений в центральном аппарате и подведомственных учреждениях.
После завершения процедур контроля качества будет сформировано аудиторское заключение по аудиту консолидированной финансовой отчетности каждого АРБП, направлено предписание на устранение нарушений для принятия мер, а также направлены в Министерство финансов РК и Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Ж. ЖАКУПОВА, департамент внутреннего государственного аудита по Жамбылской области