С 2018 года в Казахстане введен новый инструмент по предупреждению нарушений в сфере защиты конкуренции
С его помощью компании могут разработать и согласовать акт антимонопольного комплаенса в уполномоченном органе.
Антимонопольный комплаенс - это система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
Компании вправе принимать как внешний, так и внутренний акт антимонопольного комплаенса. Это документ, который в случае антимонопольного расследования или судебного спора предоставляет дополнительные возможности для защиты компаний.
Под внешним актом антимонопольного комплаенса понимаются политика и правила добросовестной конкуренции компании на соответствующем товарном рынке, а под внутренним актом – методы и способы оценки рисков, порядок организации работ компании по управлению рисками совершения нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
В настоящее время, учитывая отмену реестра доминантов и монополистов, практически любая компания может быть подвергнута анализу на наличие антимонопольных нарушений. К примеру:
- за совершение антиконкурентных согласованных действий (одновременное снижение и поднятие цен и т.д.) может быть привлечена компания, имеющая свыше 5% на товарном рынке;
- за злоупотребление доминирующим или монопольным положением (установление высокой или низкой цены и т.д.) может быть привлечена компания, владеющая свыше 35% доли рынка.
Первыми при анализе на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают компании, работающие на социально значимых рынках. Это компании, которые продают электрическую энергию, товарный и сжиженный нефтяной газ, работают в авиа- и железнодорожной отрасли. Под большим риском находятся также предприятия, работающие в секторах, на которые поручают обратить особое внимание Администрация Президента и Правительство РК. В последнее время назывались компании, продающие бензин, угольные и электроэнергетические компании и т.д.
Антимонопольное расследование может быть инициировано по жалобе потребителей.
По закону, компания может направить в антимонопольный орган проект внешнего акта антимонопольного комплаенса, чтобы установить, соответствует ли он типовым нормам. При установлении такого соответствия акт антимонопольного комплаенса является актом разъяснения законодательства Республики Казахстан.
Антимонопольный комплаенс направлен на уменьшение рисков по привлечению к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Следовательно, с его помощью снижаются расходы на штрафы или конфискацию монопольного дохода (а при таких нарушениях штрафы являются значительными).
Антимонопольный комплаенс может состоять из следующих этапов:
1) оценка имеющихся и потенциальных комплаенс-рисков компании;
2) разработка антимонопольного комплаенса компании (политика, правила, методы, способы оценки и управления рисками по соблюдению законодательства в сфере защиты конкуренции);
3) проведение семинаров/тренингов для сотрудников компании, определение лиц, ответственных за управление рисками нарушения антимонопольного законодательства.
В каждом случае разработка антимонопольного комплаенса проводится с учетом сферы деятельности, размера компании, вида предоставляемых товаров или услуг. Это требует индивидуального подхода и подбора команды специалистов, имеющих опыт в соответствующей отрасли.
Динара ШАКАРОВА, ДКЗРК МНЭ РК по Жамбылской области