Повышение качества жизни населения неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей
От защищенности потребителей зависит и развитие предпринимательства. К сожалению, сегодня в республике наблюдается слабая защищенность потребителей.
Для решения этой проблемы 17 июня 2019 года Указом Главы государства создано Министерство торговли и интеграции с передачей ему функций защиты прав потребителей. В реализацию данного Указа постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 создан Комитет по защите прав потребителей при Министерстве торговли и интеграции и его структурные подразделения в областях – департаменты по защите прав потребителей.
В настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». Проектом закона предусмотрена трехступенчатая система рассмотрения жалоб.
На первом уровне предлагается ввести обязательное рассмотрение жалобы продавцом. При этом устанавливается 10-дневный срок. В случае игнорирования жалобы недобросовестным предпринимателем предусмотрена возможность привлечения его к административной ответственности.
На втором уровне жалоба поступает либо в институты досудебного рассмотрения споров, либо в уполномоченный орган. При этом законопроектом регламентированы сроки и порядок направления, а также рассмотрения жалоб. Для стимулирования институтов досудебного регулирования законопроект предусматривает возможность освобождения предпринимателей от административной ответственности в случае разрешения спора в досудебном порядке.
Третий уровень – это подача жалобы в суд.
Такая система позволит большую часть споров разрешать на первой ступени, то есть на стадии обсуждения с продавцом, что повысит социальную ответственность продавца перед обществом и материальную ответственность перед покупателем.
Законопроектом также предусматривается создание Единой информационной системы приема жалоб. Предполагается, что Единая информационная система будет работать по принципу «одного окна». Цель ее создания – концентрация всех мер защиты прав потребителей в одном месте.
Для удобства потребителей в Единой информационной системе будет размещен ряд типовых норм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, а также перечень и контакты «защитников». Кроме того, система обеспечит доступ к любому субъекту досудебного регулирования или госоргану.
Законопроектом предусматриваются меры административного воздействия на нарушителей законодательства в сфере защиты прав потребителей. При этом возможность наложения штрафных санкций возникает только в случае неисполнения недобросовестными предпринимателями сначала рекомендаций об устранении нарушений, а потом - предупреждений о возможном привлечении к ответственности с наложением штрафа.
Размер штрафных санкций планируются в размере от 10 до 50 месячных расчетных показателей за наиболее значимые для потребителя нарушения. К таким нарушениям относятся: непредоставление письменного ответа на претензию потребителя в установленный законом срок, несвоевременный обмен товара или возврат денег, неинформирование потребителя о возможности защитить свои права путем обращения к предпринимателю, уполномоченному органу или субъектам досудебного рассмотрения потребительских споров (с размещением их контактов).
В целом законопроект направлен на повышение правовой грамотности населения, усиление роли институтов досудебного регулирования и рост социальной и материальной ответственности бизнеса. Конечной его целью является улучшение качества товаров, работ и услуг и, как следствие, улучшение качества жизни населения республики.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону 8(7262)54-21-69.
Татьяна ФЕДОСОВА, департамент по защите прав потребителей Жамбылской области