Известно, что объективной внешней оценкой конкурентоспособности национальных экономик являются различные рейтинги. Они формируются международными организациями и рейтинговыми агентствами
Один из признанных рейтингов - «DoingBusiness» («Ведение бизнеса») Всемирного Банка.
Это исследование сравнивает 190 стран мира по легкости ведения бизнеса и дает оценку реформам, которые облегчают или, наоборот, усложняют занятие предпринимательством в том или ином государстве.
Так, согласно Докладу Всемирного Банка 2019 года, Казахстан улучшил свои позиции по легкости ведения бизнеса, республика поднялась с 28 на 25-е место.
Достижение такого результата стало возможным по итогам целенаправленной работы, проводимой государством по упрощению регистрационных процедур, снижению административных барьеров, оптимизации бизнес-процессов оказания госуслуг путем внесения необходимых изменений в действующие законодательные акты.
За Министерством юстиции закреплены три индикатора: Регистрация предприятий, (22 место), Регистрация собственности (24 место), Исполнение контрактов (4 место).
В этой статье мы поговорим о результатах работы органов юстиции в повышении индикатора «Регистрация собственности».
Так, с 2010 года для удобства граждан реализованы пять видов информационных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (справка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества, справка о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество; справка по залогу движимого имущества, неподлежащего обязательной государственной регистрации, сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества), которые выдаются в электронном виде через ЦОН или веб-портал «электронного правительства» в течение 15 минут на бесплатной основе.
Одной из мер, направленных на упрощение процедуры и сокращение срока государственной регистрации прав на недвижимое имущество, является внедрение с 1 января 2013 года на альтернативной основе электронной регистрации.
Преимуществом электронной регистрации является отсутствие контакта с государственым аппаратом, сокращение сроков регистрации до одного дня и отсутствие бумажных документов.
Вместе с тем, в рамках Закона от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК», по инициативе Министерства юстиции разработаны и внесены следующие поправки в законодательные акты в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, в части:
- исключения альтернативного порядка регистрации прав на недвижимое имущество через ЦОН, возникающих на основании нотариальных сделок;
- исключения требований по предоставлению технического паспорта на объекты недвижимости при государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- конкретизации перечня документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а именно исключение из перечня предоставления «иных документов»;
Кроме того, сокращен срок государственной регистрации с 15 рабочих дней до трех, а при электронной регистрации - один день.
С принятием Закона Республики Казахстан от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» внесен ряд изменений в действующее законодательство, в том числе и в Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество».
Согласно внесенным изменениям, на сегодняшний день регистрирующим органом является Государственная корпорация "Правительство для граждан", осуществляющая государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества.
В этой связи с 30 июля 2018 года функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество переданы от органов юстиции в Государственную корпорацию "Правительство для граждан".
Данные меры позволят рассмотреть вопросы оптимизации бизнес-процессов и сокращения сроков оказания государственных услуг.
Согласно последним изменения в законодательстве, государственная регистрация изменений идентификационных характеристик недвижимости, произошедших по решению государственных органов, в том числе при изменении наименования населенных пунктов, названия улиц, а также порядкового номера зданий и иных строений (адреса), осуществляется посредством интеграции государственных информационных систем, а государственная регистрация изменения сведений правообладателя осуществляется на безвозмездной основе без обращения в регистрирующий орган посредством интеграции государственных информационных систем с уведомлением правообладателя.
Кроме того, на сегодняшний день Министерством юстиции совместно с Государственной корпорацией проводится работа по объединению правового, земельного и градостроительного кадастров, что в свою очередь приведет к снижению временных и финансовых затрат услугополучателей.
Все эти меры направлены на усовершенствование системы регистрации прав на недвижимое имущество и снижение административных барьеров, что будет способствовать дальнейшему повышению позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка.
Асхат ТОКТАЕВ, департамент юстиции Жамбылской области