Главные новости сегодня

Тараз
Курс:
К сведению 27 дек, 10:00

О лжепредприятиях

Несмотря на ежегодное снижение налоговых ставок и упрощение процедур, проблема уклонения от уплаты налогов, к сожалению, по-прежнему остается весьма актуальной 

На сегодняшний день налоговыми органами Жамбылской области установлен ряд схем уклонения от уплаты налогов. Как правило, оно осуществляется в виде незаконного использования налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. 

Лжепредпринимательство - одна из распространенных схем, которую используют недобросовестные налогоплательщики для уклонения от уплаты налогов. 
Заранее выявить такие компании невозможно, поскольку они регистрируются в госорганах в соответствии с требованием законодательства. А выявляются такие предприятия, как правило, по истечении нескольких лет их деятельности. Лжепредприятия создаются для незаконного получения кредитов, в том числе и целевых, для оказания услуг по уводу от уплаты налогов коммерческих структур путем предоставления им фиктивных счетов-фактур и других бухгалтерских документов. 

При наличии признаков лжепредпринимательства органы налоговой службы направляют такие материалы в правоохранительные органы. Факт лжепредпринимательства доказывается в уголовном процессе. В соответствии с Уголовным кодексом, лжепредпринимателем признается лицо, которое изначально создало предприятие не с целью занятия предпринимательской деятельностью, а с целью обналичивания денег. 

Так, в соответствии с Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве», под лжепредпринимательством следует понимать умышленное создание коммерческой организации, легитимной по форме, без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, преследующей противоречащие действующему законодательству цели и причинившей крупный ущерб гражданину, организации или государству.
Целями лжепредпринимательства могут быть: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

При лжепредпринимательстве незаконно освобождается от налогов контрагент лжепредприятия. Освобождением от налогов является и их занижение.
Кроме того, если по уголовному делу будет установлено, что лицо, создавшее лжепредприятие, реализовывало от его имени товары, не учтенные по правилам бухгалтерского и налогового учета, а приобретенные у неизвестных лиц без оформления надлежащих документов, его действия подлежат квалификации как лжепредпринимательство.

И если этот факт доказан в суде, то какие вообще могли быть законные сделки? 

В свою очередь, налоговые органы на основании вступившего в законную силу приговора суда, которым лицо признано виновным в лжепредпринимательстве, в отношении контрагентов лжепредприятий правомерно принимает меры по исключению у них сумм НДС, ранее отнесенных в зачет, а также расходов из вычетов по корпоративному подоходному налогу по сделкам, совершенным со лжепредприятиями. Так как счета-фактуры лжепредприятия после соответствующего решения суда считаются фиктивными, а обязательства провинившегося перед бюджетом неисполненными. В результате одно отдельно взятое лжепредприятие тянет за собой в налоговую петлю всех своих контрагентов. 

Что касается вопроса извещения налогоплательщиков о лжепредприятиях, то налоговое законодательство предусматривает размещение на сайте Налогового комитета Министерства финансов списка лжепредприятий.  
 
Поэтому, прежде чем заключать договоры и совершать сделки, рекомендуем заглянуть на сайт Налогового комитета Министерства финансов и контролировать этот вопрос в дальнейшем.
 
В настоящее время налоговые органы проводят оптимизацию процессов налогового администрирования. Приведем только один пример – камеральный контроль. Это когда налогоплательщику предоставляется право самому устранить выявленные нарушения. 
 
В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса, в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля выставляется уведомление об устранении нарушений. Исполнение такого уведомления осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня его вручения (получения). Если налогоплательщик не исполнил в установленный срок уведомление об устранении нарушений, то налоговый орган имеет право по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока исполнения уведомления приостановить расходные операции по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового кодекса Республики Казахстан. 
Данная форма контроля стала более эффективной с использованием информационных систем. Можно сказать, что сегодня информационные системы дают возможность налоговым органам автоматически выявлять недобросовестных субъектов предпринимательства.
 
Уклонение от уплаты налогов влечет применение к недобросовестным налогоплательщикам штрафных санкций. А согласно Конституции РК, уплата налогов является долгом и обязанностью каждого гражданина.
 
М. УТЖАНОВА, главный специалист управления государственных доходов по г. Таразу ДГД по Жамбылской области