О чем писала «Магнолия» в 1996 году
Мы продолжаем обзор газеты в хронологическом порядке. На очереди 1996 год, сложный и трудный, ведь страна только-только готовилась к началу рывка из разрухи в экономике, а сознание людей еще не привыкло к новинкам нового строя и капиталистической терминологии. Все это на страницах «Магнолии»
Хоть и цветок, но с шипами
Мы это к тому, что в редакцию стали поступать телефонные звонки, содержание которых было примерно таким: «Магнолия же нежный цветок, а вы с острой критикой. Как-то непривычно!» Да, официальным СМИ в ряде случаев было не с руки помещать на своих страницах такие материалы, какие были в «Магнолии». Вот, к примеру, редакционная статья «Голодные обмороки становятся буднями школы».
Как оказалось, на 12 марта только 17 из 60 школ получили декабрьскую зарплату, средний размер которой едва достигал 2500 тенге. Город задолжал педагогам около 61 миллиона тенге, а членские профсоюзные взносы почему-то не поступали на счет профсоюза работников образования, что не давало ему возможности поддержать учителей. «В школах областного центра - предзабастовочная ситуация», - констатирует газета. Через несколько номеров публикуется коллективное письмо учителей Меркенского района, которое озаглавлено «Мы доведены до нищеты». Серию тревожных публикаций продолжили сообщения из Меркенского района о забастовке учителей, с которыми рассчитались… мешками сахара по цене выше рыночной, о митинге рабочих Новожамбылского фосфорного завода, требующих выплаты зарплаты и смены руководства. Газета эксклюзивно опубликовала письмо-обращение Союза предпринимателей ко всем жамбылцам, занимающимся своим делом, с призывом объединяться в борьбе с произволом чиновников за свои конституционные права.
Такое, на самом деле, было то время - на выживание. Простаивали или полностью закрывались целые предприятия, работники которых не получали зарплату по году. Об этом помнят люди старшего и среднего поколений, и те, кто родился в начале 80-х. Помнят они и то, что учителя, очнувшись от голодного обморока посреди урока, все-таки продолжали его…А газета политкорректно, ни на йоту не искажая действительности, подсказывала властям наличие проблем, требующих немедленного решения.
Через тернии - к знаниям
В холоде ли, в голоде, жизнь продолжалась. Молодежь стремилась к высшему образованию. «Я бы в физики пошел… Российские вузы приглашают жамбылских школьников» - так называется статья корреспондента Ольги Радутной. Еще в советское время у жамбылских юношей и девушек были очень популяры Томский политехнический университет, ТИАСУР (Томский институт автоматических систем управления) и другие вузы этого недалекого от Казахстана города России, там даже сложилось землячество жамбылских студентов. Тем более, каждый год приезжала выездная приемная комиссия. После длительного, понятного по известным причинам перерыва, сотрудничество возобновилось, причем успешно. В 1995 году из 30 абитуриентов 22 жамбылца стали студентами шести факультетов Томского политеха (знай наших!). А в 96-ом университет пригласил достойных на новые (закрытые) направления: «Экспериментальная ядерная физика и физика плазмы», «Ядерные энергетические установки» и другие.
А вот еще заметка с интригующим названием «Гуд бай, Америка!» Пятеро школьников из американского городка Арройо Гранде, что недалеко от знаменитой Санта-Барбары, на три недели приехали в гости к ребятам из школы № 3 имени Н.К. Крупской с углубленным изучением английского языка. Они знакомились с историей и культурой народов Казахстана, системой образования, вместе с нашими школьниками посетили Ташкент и заповедник «Аксу-Жабаглы». Нужно отметить, что в программу школьного обмена тогда были включены из всей страны только четыре казахстанских школы. Ответный визит юных жамбылцев в Калифорнию состоялся в ноябре.
И музы не молчали
«Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», - цитирует автора «Маленького принца» корреспондент «Магнолии» и рассказывает о первом областном конкурсе молодых исполнителей «Жамбыл жулдыздары», в котором приняли участие более 40 вокалистов и инструменталистов, показавших высокие образцы казахского народного и эстрадного искусства. А накануне Дня театра в областном детско-юношеском центре состоялись несколько премьер. На сцене битком набитого детворой зрительного зала бывшего областного Дворца пионеров и школьников с успехом прошел спектакль «Принцесса Марьиной рощи» (режиссер Наталья Сологуб). Не менее удачная премьера музыкального спектакля «В Стране знаний», музыку и стихи к которому написала преподаватель музыки Елена Тайкович, вызвала неподдельный восторг у юных зрителей и их родителей.
Праздник моды и музыки прошел в ДК химиков. Инициатором и организатором этого захватывающего действа стала студия «Авангард», возглавляемая Людмилой Неткачевой. Дефиле моделей, демонстрирующих собственную коллекцию в стиле «Pret-aporter», органично продолжило большое концертное шоу с участием группы «Джаз-булл» Евгения Акниязова.
Маленькая заметочка, а какое чувство гордости за земляка вызывает! Первым в Жамбылской области профессором изобразительного искусства стал известный дунганский живописец М.-У. Паншаев. Это высокое звание ему присвоила ассоциация «Искусство народов мира». Одновременно он стал ее заслуженным художником и лауреатом.
Подружились с УВД
С этого года началось постоянное, непрекращающееся ни на номер сотрудничество нашей газеты с только что образованной пресс-службой областного управления внутренних дел. Не ради, как говорится, «жареных фактов», столь популярных у многих современных СМИ, а для того, чтобы поднять в глазах людей престиж милицейской службы. Незамысловатый заголовок «Ночное преследование» предваряет репортаж старшего инспектора пресс-службы УВД Ольги Кононенко из Мойынкумского района. В нем эмоциональный рассказ очевидца о многочасовой ночной гонке сотрудников милиции по пескам и бездорожью за грабителем, убившем в ходе преступления одного из двух братьев и ранившем другого. Благодаря профессиональному чутью, физической выносливости и молниеносной реакции сотрудника районного отделения ГСК майора Молдабекова и участкового оперуполномоченного Жанебердиева, отстреливающийся бандит был задержан и обезврежен.
Серию статей о буднях милиции венчало большое, на целую страницу, интервью с начальником УВД, полковником милиции А. Фесенко на тему «Кража, или почему древняя заповедь «Не укради!» нынче звучит все глуше». На контакт с «Магнолией» охотно шли руководители областных прокуратуры и суда, публикуя на страницах газеты свои официальные разъясняющие и рекомендательные выступления.
Газета - читатель: обратная связь
Письмам читателей «Магнолия» традиционно выделяла достойное место на первой странице. «Ваша газета - мой друг, - пишет Ольга Зраилова. - Была до слез тронута, когда читала отклики на мое обращение в редакцию от людей, решивших оказать благотворительную стоматологическую помощь инвалидам. Я мать-одиночка, маленькая дочь - инвалид второй группы. Сижу без работы, так как болезнь дочки не позволяет отдать ее в детский сад. Единственное окно в мир и развлечение - это ваша газета, которую с нетерпением жду каждую неделю. В ней любой человек может без труда найти полезную для себя информацию. Благодарю за вашу теплоту и понимание, за организацию помощи нам, инвалидам».
Еще письмо, которое автор, Геннадий Галышев, назвал «Крик о помощи услышан». Житель областного центра пишет: «Был искренне удивлен, когда после опубликования моего письма в редакцию уже в следующем номере газеты прочитал, что частная фирма «Дантист» ждет нас с женой на бесплатное протезирование зубов». Автор письма выражает безмерную благодарность людям с «золотыми руками и сердцами» - главному врачу Шухрату Юрматовичу Юнусову и его коллегам: Равилю Нугманову, Джуре Нарманову, Рустаму Асимжанову.
Росла газета, и рос тираж
Творческий коллектив редакции, возглавляемый Вячеславом Лебедевым, в составе корреспондентов Ольги Радутной и Елены Кузнецовой, регулярно сотрудничающих с газетой известных журналистов Галины Выборновой и Алмы Бектургановой, «оттачивал перо», вдобавок к имеющимся вводил и совершенствовал новые рубрики («Вести отовсюду», «Женские дела», «Новости спорта», «Для самых юных читателей»). «Магнолия» становилась узнаваемой и все более популярной. Тираж ее отдельных номеров, по просьбам жамбылцев, допечатывался и составлял от 36.000 до 40.000 (!) экземпляров. Со второго полугодия, когда В. Лебедев стал собкором «Казахстанской правды», исполняющей обязанности редактора стала О. Радутная.
Обзор подготовил Михаил БУНИН