Основная цель DoingBusiness – дать законодательным органам возможность, сравниваясь с мировыми лидерами, совершенствовать свое законодательство и скорость обработки документов
Иногда можно ничего не делать, чтобы улучшить свою позицию в рейтинге, если в этом году конкуренты ужесточают свои законы в сфере регуляции бизнеса.
Рейтинг DoingBusiness (DB) – индекс легкости ведения бизнеса, который с 2005 года публикуется в ежегодном докладе Всемирного банка. Оценка общего состояния ведения бизнеса дается обычно на следующий год. Рейтинг оценивает 190 стран мира по нормативным актам, регулирующим деятельность малого и среднего бизнеса, по работе законов на практике и бюрократии. Чем проще, быстрее и дешевле процесс, тем выше позиция в рейтинге. Расчеты зависят от дохода на душу населения, по нему Казахстан причисляется к странам с уровнем дохода выше среднего.
Главные индикаторы, по которым ранжируются страны
• Открытие предприятий – на параметр влияют количество процедур, их стоимость и сроки, которые нужно потратить предпринимателю чтобы зарегистрировать бизнес. Также учитывается размер минимально разрешенного уставного капитала.
• Получение разрешений на строительство – оценивается количество процедур, их стоимость и сроки, которые пройдет предприятие, желающее построить и ввести в эксплуатацию двухэтажный склад на 1300,6 кв.м (14 000 кв. футов), расположенный на земельном участке площадью 929 кв.м (10 000 кв. футов). Склад должен быть подключен к системе водоснабжения и канализации и расположен в пределах города, но не в особой экономической или промышленной зоне.
• Подключение к системе электроснабжения – оценивается количество процедур, их стоимость и сроки проведения, которые пройдет предприятие, желающее подключить склад из предыдущего индикатора к системе электроснабжения без льготных условий. В расчет берется исключительно новое здание, которое расположено рядом со схожими организациями.
• Регистрация собственности – оценивается общее количество процедур, их стоимость и сроки прохождения, которые необходимо осуществить предприятию после приобретения коммерческой недвижимости для регистрации права собственности. В итоге у предпринимателя должна быть возможность расширить свой бизнес за счет покупки, использовать ее в качестве залога в банке либо перепродать. Индекс учитывает наличие в стране надежной, удобной, доступной и прозрачной базы данных земельных участков, недвижимости, а также механизмов разрешения земельных споров.
• Получение кредитов – индекс разделен на две части: 1) права заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам. Оценивается наличие положений, которые облегчают предоставление займов в рамках законодательства о залоговом обеспечении и несостоятельности (банкротстве); 2) обмен кредитной информацией. Измеряются охват, объем и доступность кредитной информации, которую можно получить через поставщиков услуг кредитной отчетности, таких, как кредитные бюро или кредитные реестры.
• Защита миноритарных инвесторов – оценивает уровень защиты акционеров с маленьким пакетом акций, который не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией. Такой пакет акций называется "неконтролирующим". Индекс состоит из двух основных частей – индекс регулирования конфликта интересов и индекс акционерного управления.
• Налогообложение – определяется качество налогового администрирования, включая сложность и длительность бюрократических процессов. Также высчитывается общий объем всех налогов и отчислений, которые должно выплатить предприятие средних размеров за год, и за какой срок оно может получить возврат НДС. Чем проще, быстрее и дешевле, тем лучше для положения страны в списке. Расчеты производятся со второго года работы предприятия.
• Международная торговля – оцениваются количество необходимых документов, а также финансовые и временные затраты, которые понесет предприятие при экспорте или импорте типовой партии коммерческого груза, который состоит из автомобильных запчастей весом 15 тонн.
• Обеспечение исполнения контрактов – рассчитывается из трех основных компонентов: временные, финансовые затраты при разрешении коммерческого спора и индекс качества судопроизводства. Все нормы, которые ведут к ускоренному, упрощенному, открытому и равноправному суду, дают стране дополнительные баллы.
• Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства) – определяется из коэффициента возврата долга и индекса эффективности нормативно-правовой базы при банкротстве предприятия стоимостью равной 100-кратной величине дохода на душу населения или 200 000$ (в зависимости, что выше). Страна получает высокий балл, когда кредиторы и должник в равной степени влияют на процесс, чтобы сохранялся высокий коэффициент возвратности средств кредиторам, и при этом имущество должника не ушло с молотка за копейки.
• Регулирование рынка труда – изучает гибкость регулирования занятости, особенно в отношении таких сфер, как прием на работу, рабочее время и сокращение штата. Индикатор не учитывается в рейтинге стран.
Как страны улучшают свои позиции в рейтинге?
Рейтинг не оценивает экономические достижения какого-либо государства в бизнесе, поэтому единственный действенный метод улучшить свое положение в рейтинге – проводить реформы, облегчающие работу бизнеса, а также упрощать и ускорять документооборот. В ином случае нужно надеяться, что другие страны будут ужесточать свои условия, за счет чего будет повышаться положение вашей страны или понижаться, если государство будет отставать от других.
У. ОРАЗБАЕВА, управление юстиции г. Тараза