Главным документом, защищающим права детей по всему миру, является Конвенция о правах ребенка.
За годы независимости в Казахстане также были ратифицированы основные международные документы по защите прав детей, приняты законы и указы, где прописаны права несовершеннолетних.
Несмотря на это многие дети продолжают попадать в тяжелые жизненные ситуации и, в первую очередь, по вине взрослых. Считается, что семья – это первый социальный институт для каждого ребенка, место, где он должен всегда чувствовать себя в безопасности. К сожалению, случается наоборот - семья оказывается самым опасным местом. Бытовое или домашнее насилие над детьми остается одной из самых острых проблем. Акты насилия совершаются в семьях различного социального уровня, культурной, религиозной принадлежности в форме физической расправы, сексуального надругательства, экономического давления, психологического прессинга. Среди людей с низким материальным достатком, минимальным образованием более распространены физические формы бытового насилия, то есть регулярное рукоприкладство. При высоком экономическом уровне семьи, принадлежности родителей к интеллектуальной среде чаще практикуется психологическое насилие, понимаемое как метод воспитания, привития уважения к старшим. Очень сильно страдают дети в тех семьях, где родители алкоголики.
Детям, страдающим от бытового насилия, необходима помощь со стороны общества, педагогов, общественных организаций. Оказать содействие может каждый, кто заметит это страшное явление. В том и проблема, что бытовое насилие часто остается незамеченным. Как правило, дети и подростки скрывают от посторонних свои проблемы из-за стыда и страха перед родителями. Есть много признаков, которые могут указать педагогам на факты бытового насилия. Важно знать их, а также быть максимально чутким к детям, изначально формировать доверительные отношения. Необходимо рассказывать детям об их правах. На уроках самопознания к подростку приходит осознание того, что он – неповторимая личность со своими правами, которые надо уважать, и надо уважать права других людей. В интерактивной форме на занятиях ребята постигают основы личностного роста, учатся анализировать черты своего характера, ставить цели на будущее.
Гульмира ЕСБОЛОВА, преподаватель самопознания ЖПВК