Этика государственного служащего – это, прежде всего, кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, выражающие моральные требования общества к госслужащему
Она характерна рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности. Приведу некоторые из них: порядочность (честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам); неукоснительное соблюдение стандартов общественно-политической жизни; независимость от финансового интереса; ответственность; открытость; самоотверженность; профессионализм; достоинство; совесть; справедливость; патриотизм, толерантность и беспристрастность.
В Республике Казахстан этические принципы представлены в Этическом кодексе государственного служащего.
Мораль должностного лица не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, на его личной совести, она определяется и общественными потребностями. Следование этическим стандартам при исполнении служебных обязанностей предполагает и специальные процедуры и методы контроля.
Мировой опыт показывает, что одними из действенных механизмов формирования и развития необходимого уровня этичности поведения государственных служащих являются такие специальные органы контроля, как суды чести, административные комиссии, комиссии по этике и корпоративные суды, которые оценивают нравственные поступки госслужащих и принимают по ним соответствующие решения.
В целях повышения уровня правовой и этической культуры государственных служащих считаю необходимым включить образовательные дисциплины по этике и культуре поведения в учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих.
Формирование высокоморальной личности государственного служащего – одна из важных задач повышения эффективности функционирования всей власти в целом.
На последнее семинарское занятие с государственными служащими Администратора судов Жамбылской области был приглашен специалист – психолог Алмаз Махажанов, который уже имеет опыт работы с работниками суда. Он рассказал участникам о конфликтах, их видах, причинах и путях их разрешения.
После разъяснительной беседы спикер предложил государственным служащим пройти тест-опросник, по результатам которого каждый смог определить некоторые особенности своего поведения и уровень преобладания в своем характере соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Психолог рекомендовал специалистам проанализировать полученные результаты и начать работу над собой.
Гузаль ТУРДЫЕВА, заместитель руководителя Администратора судов по Жамбылской области, уполномоченная по этике