С 1 января 2019 года внедрено категорирование всех налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированное применение мер налогового администрирования.
Согласно ст.137 Налогового кодекса, налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом категорирования, в том числе посредством автоматизированных систем;
2) результаты проверок;
3) результаты иных форм контроля;
4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением критериев, указанных в пункте 1 статьи 137 Налогового кодекса:
1) "Налоговая нагрузка";
2) "Среднемесячная заработная плата на одного работника";
3) "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов";
4) «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»;
5) «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»;
6) «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»;
7) «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»;
8) «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»;
9) «Участие в налоговом мониторинге»;
10) «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»;
11) «Выписка счетов-фактур в электронном виде»;
12) «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»;
13) «Применение контрольного счета по НДС».
Информация, к какой степени риска отнесен тот или иной налогоплательщик по результатам системы управления рисками, будет определяться дважды в год и направляться с 1 января 2019 года в web-приложение «Кабинет налогоплательщика», а с 1 июля 2019 года данная информация будет доступна на официальном сайте КГД МФ РК.
Кроме того, вместе с информацией о степени риска в web-приложение «Кабинет налогоплательщика» будут поступать расчеты критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками.
Налогоплательщики при необходимости смогут направлять посредством web-приложения «Кабинет налогоплательщика» в органы государственных доходов пояснения по указанным критериям (аналогично получения и отработки пояснений по извещениям о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля).
Полученные органами государственных доходов пояснения при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением налогоплательщику измененных сведений.
К налогоплательщикам с высокой степенью риска будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств.
Например: к «низкой группе» не применяются способы и меры взыскания, к «средней» - применяются стандартные меры взыскания, к «высокой группе» способы и меры применяются на следующий день после образования задолженности. Срок представления налоговой отчетности не продлевается налогоплательщику, имеющему высокий уровень риска, за исключением индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы.
Для того, чтобы выйти из высокой степени риска, необходимо исправлять ситуацию: пересмотреть налоговые нагрузки, отражение заработных плат в ваших формах налоговых отчетностей, применение контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных, выбитие чеков при каждой операции с наличностью, а не один раз по завершению рабочего дня, своевременное исполнение уведомлений, прекратить внесение многократных изменений в налоговую отчетность и т. д.
Р. МОЛДАБЕКОВА, УГД по г. Таразу