В апреле 2019 года вступили в действие поправки в Закон РК «О защите прав потребителей», хотим ознакомить читателей с самыми важными из них.
Мы все знаем, что потребитель вправе в 14-дневный срок, не считая дня покупки, обменять либо возвратить товар надлежащего качества при условии, что товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара. Но из этого правила есть несколько исключений.
В пункте 1 статьи 30 законом утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену в течение 14 календарных дней. До текущего момента он состоял из пяти пунктов:
1) лекарства, изделия медицинского назначения;
2) нательное белье;
3) чулочно-носочные изделия;
4) животные и растения;
5) метражные товары: ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка.
Теперь эта статья дополнена пунктом 6) абонентские устройства сотовой связи.
К абонентским устройствам сотовой связи относятся телефоны, планшеты и иные устройства, которые можно подключить к сетям мобильной связи.
Все дело в том, что реализация данной продукции одновременно сопровождается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию, и, следовательно, такой товар сразу становится бывшим в употреблении техническим устройством. А как указано выше, в течение 14 календарных дней подлежит возврату и обмену товар, не бывший в употреблении. Поэтому теперь при покупке такого устройства стоит ответственно подойти к выбору модели, цвета, имеющимся функциям, потому что, если после покупки вы обнаружите, что по каким-то параметрам устройство вам не подходит, продавец не обязан вам его менять или возвращать деньги.
Данная норма не распространяется на абонентские устройства сотовой связи ненадлежащего качества. Статья 15 Закона РК "О защите прав потребителей", устанавливающая право на обмен товара ненадлежащего качества, осталась без изменений: если вы купили некачественный телефон, то его вам обязаны обменять или вернуть ваши деньги в течение гарантийного срока.
Еще одна поправка внесена в пункт 7 статьи 30 закона. Если раньше при возврате товара расчеты с потребителем производились в случае повышения цены на товар, исходя из его цены на момент расторжения договора, а в случае снижения цены - исходя из цены товара на момент покупки, то теперь в такой ситуации расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки.
Кроме того, статья 25 закона дополнена пунктом, регламентирующим обязанности продавцов, осуществляющих электронную торговлю. Теперь при реализации товара путем электронной торговли информация о наименовании товара, его стоимости и условиях приобретения, а также сведения о его потребительских свойствах, в том числе о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, доводится до потребителя на казахском и (или) русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий. При этом допускается размещение на Интернет-ресурсе, который используется продавцом в целях электронной торговли, ссылки на Интернет-ресурсы, где содержатся сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги).
И еще при реализации товара в электронной торговле продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. В своей практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда товар, купленный через Интернет, не соответствовал образцу, представленному на сайте. Но так как ранее этот вопрос не был регламентирован нормативными актами, защитить права потребителей было проблематично.
Внесенные в закон поправки направлены на защиту добросовестных потребителей и развитие честной конкуренции среди предпринимателей.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-800-080-90-18.
Статья подготовлена Татьяной ФЕДОСОВОЙ, департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Жамбылской области