По решению Организации Объединенных Наций начиная с 1983 года 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
Эта история начинает отсчет 15 марта 1962 года, когда президент США Дж.Ф. Кеннеди, выступая в Конгрессе, сказал: "Потребители, по определению, - это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2019 году он прошел под девизом «Trusted Smart Products» - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Смарт-устройства («умные» устройства) отличаются тем, что имеют функции подключения друг к другу и к Интернету, а также обмена данными. Кроме того, они непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении. К смарт-устройствам относятся смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помощники, «умные» телевизоры, часы, розетки, другое. В мире в настоящее время насчитывается 23,1 миллиарда смарт-устройств, что превышает число людей в три раза. Одним из самых популярных видов интеллектуальных устройств являются смартфоны, так как помимо текстовых сообщений и звонков они способны выполнять множество других функций: шагомера, геолокатора, измерителя пульса. Смартфоны можно использовать для осуществления платежей, отправки и получения денежных переводов, доступа к заработной плате и кредитам, им доступны другие важные функции. Обеспечение доступности, безопасности и защищенности подключенных к Интернету телефонов особенно важно для потребителей, использующих свои смартфоны для получения основных услуг.
Существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: отсутствие безопасности или обнаружение всевозможных сетевых уязвимостей или утечки информации, нарушение конфиденциальности личных данных и нераскрытие информации о рисках, отсутствие ясности в отношении того, кто несет ответственность при возникновении возможных убытков.
Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во все возрастающем количестве потребительских товаров.
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети Интернет. Прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.
Консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефону бесплатной «горячей линии» 8-800-080-90-18.
Татьяна ФЕДОСОВА, департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Жамбылской области