Главные новости сегодня

Тараз
Курс:5.86 +0.04427.36 +0.71376.4 +0.50
К сведению 14 мар, 13:37

Законодательные меры по предупреждению коррупции

Под коррупцией нами понимается систематическое получение должностным лицом лично или через посредника материальных ценностей или приобретение выгоды имущественного характера, предоставляемых ему исключительно в связи с занимаемым им служебным положением - за покровительство или оказание услуг в будущем

А. Гуров выделяет три основные формы коррупции:
Первая - политическая. Чиновник вступает в противоречие с законом из-за сложившихся кланов, родственных отношений.

Вторая связана с криминальной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают незаконные услуги.

Третья форма предполагает целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма коррупции наиболее тесно связана с организованной преступностью, и нередки, кроме подкупа, провокации и угрозы в отношении должностных лиц.

Коррупцию не следует отождествлять с простым взяточничеством. Коррумпированный чиновник получает не разовые подачки, а состоит на службе у преступной структуры, где получает свою часть прибыли, которой просто не было бы без его покровительства.

Под коррупцией большинство граждан страны достаточно единодушно понимает прежде всего преступность в сфере власти и проникновение организованной преступности в государственные органы.

Слово "коррупция" происходит от латинского "cor-ruptum”, что означает "сломанный, испорченный”, и подразумевает принесение общественных интересов в жертву личной жизни или корпоративной выгоде.

По мнению единственной некоммерческой неправительственной организации, посвятившей себя делу повышения ответственности правительств и обуздания коррупции как на международном, так и на национальном уровне, "Transparency International” ("Международная гласность"), коррупция - это злоупотребление служебным положением с целью личного обогащения. Это означает, что решения принимаются не на благо общества, а только исходя из личных интересов. При этом дорогостоящие, чрезмерно сложные и престижные проекты предпочитаются рентабельным. Общественные инвестиции облагаются неофициальным частным "налогом” до 30 процентов от стоимости проекта. Такие чрезмерные расходы часто увеличивают национальную задолженность, создается угроза окружающей среде.

Также, по мнению международной организации "Transparency International", для предупреждения коррупции требуется введение общегосударственной этики, критериями действенности которой станут:
• гласность и отчетность в принятии решений, в частности, в распределении государственных средств;
• эффективная работа главного аудитора;
• независимые средства массовой информации и доступ к официальной информации;
• достойный доверия частный сектор;
• независимые судьи, следователи и прокуроры;
• выборный парламент, имеющий право требовать отчетности от государственных чиновников.

Важнейшим условием снижения уровня бедности в стране и существенной опорой в антикоррупционной политике является развитие предпринимательства, которое должно работать в условиях добросовестной конкуренции.

Предприниматели, как отечественные, так и иностранные, не ассоциируются у населения с коррупцией, но они постоянно находятся в ситуации прямого или косвенного вымогательства со стороны чиновников или преступного мира.

Куан ШЫМЫРОВ, департамент юстиции Жамбылской области