Проблема правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних считается одной из актуальных проблем нашего общества, так как все чаще дети совершают преступления и попадают в места лишения свободы.
Когда разговариваешь с подростками, не достигшими совершеннолетия, видны две стороны личности: еще ребенок и человек, который переступил черту, совершив преступление. Одни с первых минут раскаиваются, другие показывают себя крутой личностью, вступившей во взрослую жизнь.
Что же подталкивает их к правонарушению и преступлению? Искушение, соблазн «красивой жизни» в бесконечном потоке рекламы, жизни «крутой молодежи», нехватка материального достатка в семье, постоянные ссоры с родителями, конкуренция между собой и, конечно, дефицит родительского внимания, так как родители, пытаясь прокормить своих детей, порой забывают о воспитании. Наши дети не знают, что такое уважение к старшим по возрасту, у них нет стимула к учебной деятельности. По телевидению показывают фильмы, связанные с насилием, убийством, безответственностью, открытыми интимными сценами. Для молодого поколения это уже становится нормой. Компьютерные игры прививают жестокость, агрессию, озлобленность, дети делают для себя соответствующие выводы.
Они совершают преступления и правонарушения из-за незнания законов и их последствий. Стереотип, что несовершеннолетних не сажают, если даже посадят, то по малому сроку или условно, укрепляет в них чувство безнаказанности. В практике приходится сталкиваться с тем, что дети, совершившие преступления, увидев условия содержания, неблагоприятный климат, опять попадают в ту же систему. Анализ показывает, что чаще правонарушения и преступления совершают подростки из неполных и неблагополучных семей, состоящие на учете в органах внутренних дел, дети из специальных учебно-воспитательных учреждений (детские дома-интернаты) и те подростки из благополучных семей, где воспитанию уделено мало внимания, и дети надеются на состояние родителей.
От воспитания детей дома, в школе, от людей, с которыми они постоянно общаются, зависит их дальнейший взгляд на жизнь, общечеловеческие ценности.
Для любого современного общества и государства будущее - это дети, поэтому воспитание является одной из важных задач. Вспоминаются слова великого педагога А.С. Макаренко «…плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Зная, что не в наших силах изменить систему образования, негативную продукцию телевидения, каждый из нас должен прививать детям общечеловеческие ценности: искренность, доброту, любовь, милосердие, верность, патриотизм и уважение. А оступившихся детей надо попытаться перевоспитать и возвратить в общество. И если каждый внесет свою лепту, мы будем иметь полноценное общество в будущем.
А. МАХМЕДЖАН, психолог УЖД 158/1 ДУИС по Жамбылской области